Парфюмерия Японии удивительна и даже парадоксальна. В ней поразительным образом переплетаются утонченность и интеллигентность, присущие общенациональной японской культуре, и яркие, выразительные образы. Уважение к другому человеку и природная скромность традиционно не поощряют использование сильных ароматов, чтобы не доставить обонятельных неудобств окружающим.
При этом мастерству воскурения благовоний и эстетического отношения к ароматам, культивируемому в Японии, уже более 1000 лет! Наряду с чайной церемонией (sado) и икебаной (kado) искусство благовоний (kodo, или «путь аромата») считается одним из трех основных классических искусств. В те далекие времена японские аристократы в течение нескольких месяцев изучали искусство соединения ароматов, демонстрируя парфюмерную гармонию во время специальных вечеров в императорском дворце. Сегодня кодо снова приобретает популярность, как среди пожилых японцев, так и молодежи.
Японское искусство благовоний
Современная парфюмерия Японии умудряется объединить древние культурные ароматические традиции с яркими течениями в духе аниме. Токио, как столица страны, является местом сосредоточения парфюмерных школ, направлений и брендов. На нашем сайте SpellSmell уже рассказывалось о некоторых наиболее известных японских парфюмерных брендах. Пожалуй, даже тот, кто не погружен глубоко в парфюмерную среду, сможет назвать самые популярные компании страны восходящего солнца – Issey Miyake, Shiseido, Kenzo. Последний является французским брендом, но японского происхождения.
Говоря о знаменитых брендах, следует также назвать Yohji Yamamoto. Его основатель, дизайнер одежды Едзи Ямамото, уроженец Токио. Свободные, но в то же время закрытые образы в одежде, создаваемые Ямамото, сделали его знаменитым в 1980-ые годы. Сегодня японский модельер работает как с известными музыкантами, так и спортивными звездами. Так, в рамках компании Y-3, созданной совместно с Adidas в 2003 году, Ямамото разработал комплект одежды для мадридского футбольного клуба «Реал». Одноименное с новой компанией дизайнера название получил и аромат. Yohji Yamamoto Y-3 Black Label был выпущен в 2013 году при участии парфюмера Dorothee Piot. Парфюм является обладателем мужественных аккордов элеми и кардамона с оттенками бархатцев. Элегантное сочетание вирджинского кедра с лавандой поддерживается чувственными теплыми нюансами черного перца. Комбинация ветивера, пачулей и многогранных бобов тонка придают парфюму Yohji Yamamoto уникальность.
Мужские духи Yohji Yamamoto Y3 Black Label
В период повального увлечения восточной культурой и философией было создано несколько брендов японского происхождения, парфюмерная продукция которых предназначалась преимущественно для западного потребителя – Hanai Mori, Annayake и знаменитый Kenzo. Сегодня с развитием парфюмерного рынка Японии стали появляться аутентичные компании, опирающиеся на работы местных парфюмеров.
Так, особый интерес, и прежде всего в Европе, вызывают обонятельные эксперименты Miya Shinma. Это японский парфюмер, получивший специальное образование во Франции и Италии. Парфюмерия Miya Shinma производится во Франции, поскольку в этой стране более развита технология производства. Но вдохновением для мастера становится Япония и ее культура. Восточные элементы выражаются и в том, что для внешней упаковки ароматов используются бумага Hanshi и элегантная каллиграфия. Одними из самых любимых для Miya Shinma являются древесные ноты. Они напоминают ей о родине и пробуждают в памяти эмоции. В 2015 году парфюмер впервые представила в Милане на выставке Esxence коллекцию из пяти ароматов.
Parfum Satori – бренд японского независимого парфюмера Satori Osawa, члена Французского общества парфюмеров (La Societe Francaise des Parfumeurs). Творения Сатори Осава базируются на традициях японской культуры. В 2000 году Сатори Осава открыла свой салон «Parfum Satori» в Токио, где представляет парфюмерию Haute Couture, проводит выставки и семинары совместно с художниками и ювелирами.
Ароматы бренда Parfum Satori
С опытом и глубокими знаниями таких традиционных японских видов искусства, как Kado, Sado и Kodo, которые она практикует с 12 лет, Сатори создает оригинальные ароматы для японской клиентуры. Сейчас парфюмер предлагает коллекции Premium и Basic. Последняя посвящена четырем временам года, их атмосфере и эмоциям.
Kanebo – одна из старейших и известнейших компаний Японии, базирующаяся в Токио. Сегодня это крупная корпорация, главные направления деятельности которой – не только косметика и парфюмерия, но и дизайн одежды, фармацевтика, строительство и информационные технологии. Парфюмерно-косметическая продукция бренда занимает лидирующие позиции по продажам в Японии наряду с компанией Shiseido. Парфюмерия Kanebo отражает трепетное и чувственное отношение к красоте, присущее японской культуре.
Женские духи Kanebo Milano Collection 2015
Примером утонченного парфюма, характеризующегося простотой и естественностью композиции, может служить аромат Kanebo Milano Collection 2015. В нем объединились ноты белых цветов, жасмина, апельсина, персика, переплетаются аккорды нарцисса, фиалки, фрезии, которые изысканно подчеркнуты тонами белого мускуса и ладана.
Токио – не только место географической дислокации известных брендов. Здесь активно проводятся специализированные выставки. Одна из них называется BeautyWorld Japan и проводится в Токио с 1998 года. Эта самая большая выставка японской косметической и парфюмерной промышленности с большим количеством посетителей. Так, в 2015 году на BeautyWorld Japan побывали более 65 тысяч человек.
В Токио также есть возможности получить профильное образование по парфюмерии, например, в Japan Flavor & Fragrance School. Здесь готовят технических специалистов, которые по окончанию обучения получают навыки смешивания ароматов (для создания парфюмерии и косметики) и ароматизаторов (для пищевой промышленности). За время 2-3-летнего образования студенты изучают более 2000 ароматических формул! В процессе обучения используются теории и методы GC/MS анализа, позволяющие исследовать любой продукт – от шампуня, парфюма или зубной пасты до конфет. В академии имеется более 1000 образцов природных и синтетических ароматических веществ, а также более 150 наиболее популярных сегодня духов, доступных для тестирования.
Лаборатория японской ассоциации JFFMA
В столице Японии базируется Japan Flavor & Fragrance Materials Association (JFFMA), основанная еще в 1970 году. Она объединяет компании, связанные с парфюмерией и ароматическими материалами. Целью данной организации является разработка и продвижение ароматов и развитие парфюмерной промышленности. JFFMA также уделяет внимание сбору и распространению информации о полезности, безопасности и других аспектах ароматов.
Если анализировать в целом парфюмерный рынок Японии, то, несмотря на его зрелость, он характеризуется довольно низким уровнем проникновения. Сегодня потребление парфюмерии на душу населения в Японии находится ниже среднемирового. Но ожидается рост использования ароматов в среднем на 1, 4% в период с 2007 по 2017 годы. Данный показатель, по прогнозам, будет набирать обороты после двух лет спада (в 2009 и 2011 гг. ) из-за экономической ситуации и стихийных бедствий. Общий рост парфюмерного рынка Японии происходит в основном за счет женских ароматов. Рынок мужских ароматов также будет иметь прирост вследствие возрастания значения груминга, поскольку ранее мужчины ограничивались в основном средствами после бритья. Кроме того, ожидается устойчивый рост парфюмерии уровня премиум, так как часть японских потребителей предпочитают духи эксклюзивного качества. Токио, как один из трех городов с наибольшим количеством миллионеров, открывает большие возможности для расширения рынка международным парфюмерным компаниям.
Ароматы бренда TokyoMilk
И, конечно, парфюмерный рынок Японии будет расти за счет молодежного и подросткового сегмента. Достижения коммуникационных технологий и СМИ позволяют обращаться к соответствующей социальной среде, помогая подтверждать молодым японцам свои групповые идентичности, которые в конечном итоге влияют на их потребительский выбор.