В уходящем 2021-м мы продолжили жить по правилам прошлого года: носить маски, соблюдать социальную дистанцию и заботиться о своем здоровье. Эти вынужденные условия диктует нам не прекращающаяся пандемия коронавируса. COVID-19 нанес солидный ущерб многим отраслям экономики и жизни, в том числе и парфюмерному искусству. Как справляются с последствиями коронавируса известные бренды и что нового и важного случилось в парфюмерном мире? Об этом – в нашей статье.
Основными тенденциями в парфюмерии 2021 года можно назвать заботу об экологии, развитие искусственного интеллекта, осознанность потребления. Некоторые крупные компании решили, что рынок перенасыщен, покупательская способность снижается из-за COVID-19, и люди больше не заинтересованы в огромном разнообразии духов. Все эти решения, конечно же, повлияли на ход истории парфюмерии.
Начнем с того, что главное событие ольфакторного мира, миланскую выставку Esxence снова перенесли. Теперь уже на март 2022 года, так что будем надеяться, что долгожданное мероприятие все же состоится. Перенесли на грядущий год и Всемирный парфюмерный конгресс (WPC), который обычно происходит в Майами. Правда, точная дата и даже месяц не уточняется, но контент-директор издания Perfumer & Flavorist Джеб Глисон-Аллюрд заявляет, что все просто мечтают снова увидеться со своими коллегами и друзьями.
А вот выставка Pitti Fragranze вернулась в итальянскую Флоренцию, к радости всех интересующихся парфюмерией и представителей брендов. Здание бывшего железнодорожного вокзала приняло как хорошо известные марки, так и дебютантов – например, испанский бренд Anconu и российский Pure Sense. Журналисты поделились интересными наблюдениями. Оказывается, уд постепенно теряет свои лидирующие позиции и сходит со сцены. Все марки активно интересуются гурманскими, в частности кофейными ароматами, а также белыми цветами и цитрусами всех видов.
Парфюмерная выставка Pitti Fragranze-2021 во Флоренции (Италия)
Что же касается России, то жителям нашей страны повезло больше: в уходящем году здесь состоялось сразу три важных мероприятия. Это выставка VAST Perfume Salon 2021, которая ориентирована на профессионалов парфюмерного рынка и представителей СМИ. Интересно, что в рамках выставки был предусмотрен конкурс независимых российских парфюмеров - VAST Olfactive Awards. Если раньше «носам» задавалась тема для создания ароматов (к примеру, вино или шоколад), то сейчас устроители VAST решили не ограничивать творцов никакими рамками. Состоялась также известная парфюмерно-косметическая выставка InterCharm, где в 2021 году представляли свою продукцию арабские бренды - Asghar Ali, Swiss Arabian, Sterling.
В московском отеле «Националь» успешно провели церемонию награждения обладателей премии Лучший аромат года FiFi Russian Fragrance Awards 2021. И здесь нашлось место влиянию пандемии: поскольку люди стали больше времени проводить дома, работая и обучаясь удаленно, то в 2021 году появилась номинация Home Interior («Интерьерные ароматы»). Обладатели призов стали такие отечественные марки, как UCandles by Evgeni Gor и Bago home. Одним из громких возвращений уходящего года стал ребрендинг марки из Нью-Йорка Aedes de Venustas. По неофициальной информации, бренд прекратил свое существование в 2019 году, и действительно – о нем не было слышно вплоть до конца 2021-го. Сейчас нишевая марка готовит новинку под названием 16a Orchid, а знаменитые флаконы с золотистым гербом, символом бренда, ждет редизайн. Напомним, самым известным и коммерчески успешным ароматом марки был парфюм Aedes de Venustas, созданный в 2012 году Бертраном Дюшофо.
Аромат в стиле унисекс Aedes de Venustas
Но нашлось место и громким закрытиям – например, на банкротство подало американское подразделение парфюмерно-косметического бренда L Occitane en Provence. Это решение было связано с тем, что даже после снятия карантина L Occitane так и не удалось поднять продажи в магазинах; все продолжали покупать онлайн. Корпорация Coty закрыла парфюмерное производство в немецком Кёльне. Главный специалист по поставкам Coty Ричард Джонс так прокомментировал это решение: «Компания нуждается в трансформации, и коронавирус еще больше убедил нас сделать это».
Компания Estee Lauder занялась оптимизацией бизнеса в Северной Америке, в связи с чем произвела реорганизацию парфюмерных брендов. Так, до середины 2023 года Estee Lauder закроет лицензии Ermenegildo Zegna, Tommy Hilfiger, Aramis, Michael Kors, Donna Karan. Aramis передадут в другое подразделение Estée Lauder, Donna Karan перейдет в ведение Inter Parfums, а руководство Michael Kors планирует подписать соглашение с компанией EuroItalia, которая контролирует Versace. Судьба остальных перечисленных брендов пока неизвестна, но все они в любом случае прекращают сотрудничество с Estee Lauder - «вследствие внимательного рассмотрения перспектив».
Дело в том, что продажи компании по всему миру заметно снижаются. Хотя аналитики Estee Lauder не теряют оптимизма и ждут постепенного выравнивания доходов до уровня «доковидных» времен. Падение доходов отметили в Chanel (во время пандемии выручка компании упала на 18%), а также в испанском гиганте Puig. Прошлый 2020 год там назвали самым худшим в истории компании, и сейчас ее руководство все же надеется удвоить обороты. Для этого планируется увеличить объем продаж таких марок, как Carolina Herrera и Paco Rabanne. Значит ли это, что нас ждет шквал из новинок вроде фланкеров «Хорошей девочки» Carolina Herrera Very Good Girl?
Женские духи Carolina Herrera Very Good Girl («Очень хорошая девочка»)
Посмотрим, что придумают в Puig, который весьма опрометчиво «отпустил» Prada: там подписали соглашение с корпорацией L’Oréal, которое вступило в силу 1 января 2021 года. По словам представителей Prada, именно этот шаг позволил им выжить в условиях пандемии (раньше лицензией на производство ароматов от Prada владел Puig). К тому же бренд быстро восстановил прибыль благодаря покупателям в Азии и значительному росту онлайн-продаж.
Были в 2021 году и кадровые перестановки: дом Dior назначил главным парфюмером Франсиса Кюркджяна – вместо Франсуа Демаши, который занимал эту должность последние 15 лет. К слову, Кюркджян уже сотрудничал с Dior, создав парфюмы Cologne Blanche и Eau Noire (в рамках La Collection Privee). Бывший директор британской марки Penhaligon’s Сара Ротэрем, работавшая раньше в L'Artisan Parfumeur и Miller Harris, заняла руководящую должность в Creed. Компания Firmenich сделала Брюно Йовановича, автора женского аромата Giorgio Armani My Way, старшим парфюмером: для этого ему придется переехать из Нью-Йорка в Париж. Случилась в парфюмерном мире и крупная потеря – на 59-м году жизни от коронавируса скончался известный дизайнер Альбер Эльбаз, соавтор аромата Superstitious Фредерика Маля.
Аромат для женщин Giorgio Armani My Way
В уходящем году нашлось место и искуственному интеллекту (ИИ) – компания Firmenich разработала линейку средств для стирки белья с помощью ИИ. Инновационная технология, надеются в Firmenich, поможет и парфюмерам в создании композиций с учетом множества параметров – безопасности, дозировки и концентрации. В компании Symrise пошли еще дальше и совместно с IBM Research разработали так называемого умного помощника для парфюмеров Philyra. Система может анализировать тысячи формул и комбинаций нот, рассчитывая оптимальные пропорции и помогая подбирать замену практически любому компоненту духов. В условиях продолжающихся запретов международной организации IFRA такой шаг выглядит более чем продуманным.
Заботились бренды и об экологии – так, в Lancome заявили о разработке безопасных парфюмерных формул и экологичной упаковки. Бренд Rochas выпустил женский аромат Girl, созданный с применением ингредиентов природного происхождения и по специальной веганской формуле. Упаковка парфюма была выполнена из переработанных материалов. И, наконец, уже упоминавшийся в статье холдинг Coty заявил о производстве парфюмерных продуктов из промышленных углеродных выбросов, используя получаемый при этом этанол. Также компания планирует сократить в ближайшем будущем и свои углеродные выбросы – на целых 30%. Что принесет парфюмерным брендам наступающий 2022 год? Будем надеяться, что только позитивные перемены!