Парфюмерия и литература – два вида искусства, с давних времен тесно связанных друг с другом. Читая книги, можно не раз встретить упоминания об ароматах и парфюмерии. Запахи являются важной частью создания художественных образов и ассоциаций.
Описания героев, ситуаций и окружающего мира с использованием ароматов очень важны, и подобное сразу цепляет внимание читателя. Художественное произведение обретает дополнительные краски. Упоминания тех или иных духов помогают создать более выпуклый образ и лучше понять характер героя и даже разгадать его тайну. Многие ароматы были увековечены писателями и поэтами. О некоторых произведениях, где упоминаются запахи и парфюмерия, расскажем в данной статье.
Начнем с самого мистически-иронического и философско-карикатурного произведения Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». В описания воландовского сеанса магии автор пишет: «Кот начал шаркать задней лапой, передней и в то же время выделывая какие-то жесты, свойственные швейцарам, открывающим дверь. Девица хоть и с хрипотцой, но сладко запела, картавя, что-то малопонятное, но, судя по женским лицам в партере, очень соблазнительное: - Герлэн, шанель номер пять, мицуко, нарсис нуар, вечерние платья, платья коктейль. Фагот извивался, кот кланялся, девица открывала стеклянные витрины.»
Духи Guerlain неоднократно используются во многих произведениях. Так аромат L Heure Blue («Сумерки») стали одной из красок образа героини Ванды в романе Марии Кунцевич «Тристан 1946». Они же упоминаются у А. Толстого в «Гиперболоиде инженера Гарина»: «Без пяти девять Гарин взял душ, после чего отдал себя в работу парикмахеру и его четырем помощникам… Волосы на голове освежены в нескольких туалетных водах и эссенциях, тронуты щипцами и причесаны так, что стало незаметно плеши. Брадобрей, получивший титул баронета за удивительное искусство, побрил Петра Петровича, напудрил и надушил лицо и голову различными духами: шею - запахом роз, за ушами - шипром, виски - букетом Вернэ, около губ - веткой яблони (греб эпл), бородку - тончайшими духами «Сумерки».
Женские духи L Heure Bleue от Guerlain
Много места в своей поэзии уделяет запахам Шарль Бодлер. Может даже сложиться впечатление, что посредством ароматов он воспринимает окружающий мир. Например, в стихах «Соответствия» он пишет:
"Природа – строгий храм, где строй живых колонн
Порой чуть внятный звук украдкою уронит;
Лесами символов бредет, в их чащах тонет
Смущенный человек, их взглядом умилен.
Как эхо отзвуков в один аккорд неясный,
Где все едино, свет и ночи темнота,
Благоухания и звуки, и цвета
В ней сочетаются в гармонии согласий."
Позволим себе еще привести отрывки другого стихотворения поэта, в котором присутствуют не только запахи, но и флакон:
"Бывают запахи, все существо которых
Проходит сквозь стекло, как чрез любые поры.
Когда ты повернешь чуть звякнувший замок
У древнего ларца, чья родина - Восток,
Иль в доме брошенном шкаф распахнешь старинный,
Где запах Времени остался пыльный, чинный,
И позабытый там найдешь пустой флакон,
Пахнувший на тебя душой былых времен,
Из гусениц тогда, сухих и запыленных,
Подобно бабочкам окрасок похоронных
Взлетают призраки минувшего, они
Порхают возле роз, как и в былые дни.
Когда из жизни я уйду, забыт друзьями,
Пусть, как флакон, меня оставят в пыльном хламе,
Как высохший флакон с мутнеющим стеклом,
Где виден трещины змеящийся излом."
В творчестве А. Вертинского также есть стихи, посвященные женщине и ее парфюму. Они называются «Злые духи» (1925). Вот лишь одно четверостишие:
"Я опять посылаю письмо и тихонько целую страницы
И, открыв Ваши злые духи, я вдыхаю их сладостный хмель.
И тогда мне так ясно видны эти черные тонкие птицы,
Что летят из флакона - на юг, из флакона «Nuit de Noel»."
Женский парфюм Nuit de Noel от Caron
В творчестве Александра Блока есть цикл стихов о Прекрасной даме. Он вдохновлен образом своей жены Любови Менделеевой, дочери известного ученого. В одном из произведений под названием «Незнакомка» (1906) Блок пишет:
"И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне? ),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна."
Выражение «дыша духами и туманами» даже стало нарицательным и еще не раз использовалось в поэтическом творчестве.
Одним из лидеров по упоминанию в литературных произведениях являются духи дома Coty. В основном, это книги, относящиеся к первой половине 20 века. Например, Глеб Андреев в своей «Подземной Москве» пишет: «Тут же по сходной цене предлагали бюстгальтеры, духи «Лориган Коти», в которых на чаю плавали две капли настоящих духов, цветные наколки для волос, плюшевые альбомы, будильники с музыкой, виды Кавказа и мундштуки». Или в романе «Любовник Леди Чаттерлей» (1928) Дэвид Лоуренс рассказывает: «Она не могла удержаться и надушила два-три платка и рубашки у него в комоде, просто из ребячества. А потом взяла и сунула флакончик Коти «Лесная фиалка» среди его вещей, пусть вспоминает ее».
Аромат L'origan от бренда Coty
В книге «Алмазный мой венец» Валентина Катаева также появляются духи Франсуа Коти: «Она была по-прежнему хорошенькая, смешливая, нарядно одетая, пахнущая духами «Лориган» Коти, которые продавались в маленьких пробирочках прямо с рук московскими потаскушками, обосновавшимися на тротуаре возле входа в универсальный магазин, не утративший еще своего дореволюционного названия «Мюр и Мерилиз».
В своей автобиографии «Дорогой длинною» Александр Вертинский рассказывает о послереволюционном времени и условиях вынужденной эмиграции знати сначала в Крым, а затем в Константинополь. Он пишет: «Высокие, худые как жерди великосветские дамы и девицы, бывшие фрейлины двора, графини, княжны и баронессы с длинными, породистыми, лошадиными лицами, некрасивые и надменные … не мылись неделями, спали не раздеваясь. От них шел одуряющий запах пронзительного «Лоригана Коти», перемешанный с запахом едкого пота».
Реклама парфюма L'Origan от Coty 1920-ых годов
Кстати, указанный аромат Coty нашел свое место и в стихах Сергея Есенина «Мой путь» (1925):
"Не нравится? - Да вы правы!
Привычка к «Лориган» и к розам.
Но этот хлеб, что жрете вы,
Ведь мы его, того. С навозом."
Надо отметить, что в литературе 1920-ых годов можно найти множество упоминаний о парфюмерии. Вот только несколько примеров.
В романе И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок» авторы пишут: «Ночью Варваре приснился страшный сон. Иссохший от высокого чувства Васисуалий глодал белые шпоры на сапогах военного врача. Это было ужасно. На лице врача было покорное выражение, словно у коровы, которую доит деревенский вор. Шпоры гремели, зубы лязгали. В страхе Варвара проснулась. Желтое японское солнце светило в упор, затрачивая всю свою силу на освещение такой мелочишки, как граненая пробка от пузырька с одеколоном «Турандот».
В книге В. А. Катаняна «Жизнь», посвященной Лиле Брик, есть весьма интересные отрывки. Он вспоминает, что она «с восторгом относилась к рекламе «Резинотреста», но предпочитала носить обувь от Bally. Радовалась, что открываются новые парфюмерные магазины ТэЖэ, но душилась парижскими Guerlain Jicky (а позднее «Бандит») от Герлена с интригующим и дерзким ароматом».
Один из старых дизайнов аромата Jicky от Guerlain
А в списке покупок, который Лиля Брик поручила сделать в Париже Маяковскому, она просит, помимо шерстяного платья, чулок, бус, перчаток, носовых платков и сумки, купить ей духи Guerlain Rue de la Paix и Houbigant Mon Boudoir.
Ароматы и запахи очень часто становятся едва ли не полноценными героями романов. В детективных историях они играют роль косвенной улики или выступают в качестве одного из звеньев логической цепочки. Вспомним рассказ о собаке Баскервилей. Шерлок Холмс, герой А. Конан Дойля, так объясняет свои умозаключения: «Вы, вероятно, помните, что, разглядывая письмо, присланное сэру Генри, я заинтересовался, есть ли на нем водяные знаки. Я поднес листок к глазам и уловил легкий запах - от него пахло духами «Белый жасмин». Есть семьдесят три сорта духов, которые опытный сыщик должен уметь отличать один от другого. Я на собственном опыте убедился, что успешное расследование преступлений не раз зависело именно от этого. Если пахнет жасмином, значит, автор письма женщина, а к тому времени Стэплтоны уже начинали интересовать меня. Итак, я понял, что собака существует на самом деле, и догадался, кто преступник, еще до своей поездки в Девоншир».
Или вот отрывок из классического детектива Агаты Кристи «Убийство в восточном экспрессе». В нем Эркюль Пуаро расспрашивает свидетеля:
«Вы ее видели? Какая женщина - молодая, старая?»
«Я не видел ее. Не смотрел в ту сторону. Просто до меня донесся шорох и запах духов.»
«Духов. Хороших духов?»
«Да нет, скорее плохих. Такой, знаете ли, запах, что издалека шибает в нос… И вот в течение вечера я отметил про себя: «Женщина… Ну и духи!». Но когда она прошла, точно не могу сказать, хотя… скорее всего после Виньковцов.»
«Почему?»
«Помню, я почувствовал этот запах, как раз когда мы заговорили о пятилетке. Знаете, как бывает, запах духов навел меня на мысль о женщинах, а с женщин я перекинулся на положение женщин в России. А я помню, что до России мы добрались уже к концу разговора».
Одна из первых обложек книги Агаты Кристи "Убийство в восточном экспрессе"
Есть упоминания ароматов и в других детективных историях. К примеру, духи Joy фигурируют в рассказе «Двойная сдача» (1952) Джеймса Х. Чейза. А в своей книге «Алмазная колесница» Б. Акунин пишет следующее:
«Понюхайте-ка! – перебил его Фандорин, уткнувшийся носом в наволочку. – Что это за аромат?»
Письмоводитель взял подушку, добросовестно втянул воздух.
«Это аромат аямэ. Как это по-русски? Ирис».
Лицо титулярного советника озарилось счастливой улыбкой. Не приснилось! Она была здесь! Это запах ее духов!
«Ирис – главный аромат нынешнего сезона, – объяснил Сирота. – Им душатся женщины, им пропитывают белье в прачечных. В апреле ароматом сезона была глициния, в июне будет азалия».
Однако поистине неограниченно парфюмерия используется в дамских романах. Особенно часто упоминаются ароматы в книгах Джеки Коллинз, в них можно найти упоминания о Jean Patou Joy, Elizabeth Taylor White Diamonds, Hermes Caleche и многих других. Joy, как самые дорогие и редкие духи, использованы также в «Наваждении» Джессики Марч. Да и Дарья Донцова неоднократно вспоминает в своих романах парфюмерию Dior и Chanel.
Аромат Joy от Jean Patou
Итак, ароматы и запахи являются неотъемлемой частью почти любого литературного произведения: от «Унесенных ветром» Маргарет Митчелл до «Одиночества в сети» Януша Вишневского, от «Бриджит Джонс» Хелен Филдинг до «Иветты» Ги де Мопассана, от классических рассказов Александра Куприна «Ночная фиалка» и «Суламифь» до «Безымянной звезды» Михая Себастиана. И даже в «поттериане» запахи становятся частью истории. В данной статье мы вспомнили только о некоторых примерах союза литературы и парфюмерии. А какие упоминания ароматов в книгах знаете Вы?