Парфюмерия – один из старейших видов искусства. Как известно, ароматы использовались с древних времен. Более пяти тысяч лет назад, еще в Древнем Египте, в храмах применялись благовония – фимиамы. Жрецы сжигали можжевельник, кипарис, мирру, ладан и другие вещества как в целях священных ритуалов, так и для ароматизации помещения или защиты от болезней.
Также в те времена существовали аттары, или ароматы на масляной основе. Возможность ими пользоваться, конечно, имели только богатые и зажиточные люди.
Ароматы не единожды упоминаются и в священных книгах. Например, сказано, что волхвы в дар новорожденному Иисусу, помимо золота, принесли мирру и ладан. А в Ветхом завете ароматы неоднократно отмечаются в качестве средства соблазнения: пользуется духами Руфь, чтобы обратить на себя внимание Вооза, или Юдифь - перед встречей с Олоферном.
Искусство парфюмерии развивается по всему миру. А параллельно создаются все новые и новые сосуды для хранения парфюмерии. Сегодня мы имеем представление об этом во многом благодаря работам живописцев, которые сохранили для нас изображения старинных духов и флаконов. Также благодаря изобразительному искусству мы имеем представление о различных процессах создания духов или сохранения ароматов.
Выращивание цветов, их сбор и дальнейшая подготовка для изготовления парфюмерии со временем стали настоящей индустрией. Художники не раз запечатлевали в своих произведениях данные процессы. Взгляните на картину Генри Герберта Ла Танге (1859-1929) под названием «Фиалки для духов» (Violets for Perfume). Она написана маслом в стиле импрессионизма в 1913 году.
Картина Генри Герберта Ла Танге «Фиалки для духов»
Данная картина стала дипломной работой Генри Герберта для Королевской академии. Знаменитый живописец Джордж Клаузен (George Clausen) писал об этом творении: «Солнечный свет – то, что привлекало его: этот и некоторые другие простые мотивы деревенской работы, усиленные живописным окружением…» Названная картина берет начало в периоде, проведенном Генри Гербертом в Провансе. На ней изображена женщина, опрокидывающая корзину свежесобранных фиалок на муслиновую ткань в процессе подготовки к созданию духов.
А вот среди работ другого художника – Эрнста Рудольфа (1854-1932) – можно найти немало тех, на которых изображены парфюмерные сцены. Например, одна из известнейших работ австрийского ориенталиста так и называется – «Парфюмеры» (The Perfume Makers). Она есть вызов женской праздности и соучастия. Две молодые девушки работают в гармонии друг с другом: в то время как одна из них входит в помещение с корзиной роз, другая обрывает лепестки цветов и помещает их в сосуд для последующей экстракции и приготовления ароматической эссенции. Пожилой мастер-парфюмер внимательно наблюдает за работой подмастерьев. Сама сцена спокойная и скромная, а вот пышность и обилие розовых лепестков делает их запах почти осязаемым. Через дверной проем видно лазурно-голубое небо и залитый солнцем далекий берег создают чувственную и экзотическую атмосферу.
Картина Эрнста Рудольфа «Девушки с цветами»
На другой картине Эрнста Рудольфа «Девушки с цветами» (The Flower Maidens) – похожий сюжет. Одна девушка с полной корзиной роз входит в помещение, а два других персонажа готовят бутоны для экстракции.
Интересно, что вариаций названых картин несколько. Если вы найдете время сравнить, то удивитесь, что на некоторых полотнах появляются и исчезают персонажи и некоторые детали.
В средние века стали популярными цветочно-травяные сборы – попурри, которые использовали для ароматизации помещений. Процесс создания попурри неоднократно становился источником вдохновения живописцев. Взгляните, например, на картину Герберта Джеймса Дрейпера (1863-1920) «Попурри» (1897). На ней вы увидите очаровательный образ красавицы, молодой брюнетки, одетой в фиолетовое, за спиной у которой на столе рассыпаны бутоны роз. Она готовит попурри. Сам художник на протяжении всей жизни любил цветы, особенно розы. Именно они регулярно появляются в его работах. Объясняется это просто: он родился в доме напротив цветочного рынка в Ковент Гарден (Covent Garden), поэтому любовь к цвету и ароматам у Герберта Дрейпера с детства.
Картина Герберта Джеймса Дрейпера «Попурри»
Или вот полотно 1899 года художника Эдвина Остина Эбби (Edwin Austen Abbey, 1852-1911). На нем четыре женщины готовят попурри из роз. Одна из женщин, сидя за столом, обрывает нежные лепестки, другая распределяет их для сушки на расстеленной на полу ткани, а третья готовит изящные сосуды-вазы.
Излюбленной темой художников является изображение дамы за туалетом. И, конечно же, ни один дамский туалетный столик не обходится без парфюмерии. Среди подобных творений можно назвать картины Джона Морфи «Женщина за туалетом», Эдгара Дега «Перед зеркалом», Дельфин Анжольрас «За туалетом», Бернардо Строцци «Старая кокетка», Уильяма Макгрегора Пэкстона «Девушка, расчесывающая волосы», иллюстрации Robin M. Birrell, творения современного мастера Владимира Попова («Виолетта перед зеркалом», «Утро») и многие другие.
Картина Джона Морфи «Женщина за туалетом»
Но, пожалуй, одной из самых известных работ в данной тематике, является автопортрет Зинаиды Серебряковой «За туалетом» (1909). На картине запечатлены сразу несколько флаконов духов. На это произведение русской художницы можно полюбоваться в Третьяковской галерее.
В отдельную категорию следует выделить художественные работы, на которых запечатлены только флаконы. Именно они становятся главными героями полотен разных мастеров. В основном это картины современных художников, среди которых «Парфюмерные флаконы телесного цвета» Линды Хант, «Флаконы» Пенни Паркер, «Флаконы для духов» Патрисии Клисби, «Духи и герань» или «Цветы персика и флакон с духами» Линды МакКой, «Духи, жемчуг и кружево» Мери Ирвин, «Парфюмерный флакон» Гари Холланд, а также «Духи Зимний сон» Владимира Рябчикова. Это примеры того, как многообразие форм парфюмерных флаконов становятся источником вдохновения для художников.
Картина «Натюрморт с духами»
Один из основателей стиля ар деко, французский художник, иллюстратор и дизайнер Жорж Барбье (George Barbier, 1882-1932) в свое время создал целую серию рисунков под общим названием The Romance of Perfume. Коллекция из восьми иллюстраций была опубликована в 1928 году. В данной серии есть постеры, посвященные Персии, Индии, Египту, Древнему Риму, Китаю, Франции, Греции и английской королеве, и на всех них в той или иной форме присутствует парфюмерия.
Картина Жоржа Барбье из цикла The Romance of Perfume
Сам Жорж Барбье был одним из крупнейших графиков первой трети 20 века, готовил декорации к балетным выступлениям дягилевских «Русских сезонов», делал иллюстрации ко многим модным журналам и работал с книжной графикой. В частности, он создал иллюстрации к книгам-альбомам о Вацлаве Нижинском и Тамаре Карсавиной.
А вот польская художница Юстина Нейман (Justyna Neyman) пишет картины, образы для которых создаются благодаря ароматическим композициям. На них нет изображений флаконов, это чистое вдохновение под влиянием парфюмерии. Она говорит, что воспринимает духи как цвета, и первым ароматом, который она изобразила, был Chanel N19. По словам Юстины Нейман, образ картины, вдохновленный парфюмерией, возникает двумя способами. Первый основан на ассоциации с ситуацией, пейзажем или конкретным лицом. Как, например, в случае с воспоминаниями детства, бабушкиным чаем или летними вечерами. Второй способ связан с описанием композиции – сладкая, бархатистая, кислая или горячая. Сегодня в коллекции художника уже более десятка картин - парфюмерных вдохновений. А недавно состоялась ее выставка под общим названием Duftart. Среди работ, посвященных ароматам, есть те, что были вдохновлены духами-классиками: Poison и Dune дома Christian Dior, Shalimar и Samsara от Guerlain, Molinard Habanita и Yves Saint Laurent Opium. Не обошла стороной Юстина Нейман и творения нишевых брендов, например, Chergui от Serge Lutens, Qessence от Missala или Costume National Scent.
Картины художницы Юстины Нейман с её выставки Duftart
Парфюмерия – поистине неисчерпаемый источник творческого вдохновения! А какие картины знаете Вы, где изображены духи или флаконы?