Говорит Жан-Клод Эллена:
— Меня зовут Жан-Клод Эллена. Мне 67 лет. Я работаю эксклюзивным парфюмером бренда Hermes последние 10 лет и делаю это с невероятным удовольствием.
Что я могу рассказать про Грасс? Во-первых, я там родился. Когда мне было семь, я уехал из Грасса, и вернулся уже в шестнадцать. Отец был недоволен мной, потому что я плохо учился. Он сказал мне: «В школе у тебя всё плохо, так что отправляйся работать на парфюмерную фабрику». И я начал работать в компании Antoine Chiris, сегодня ее уже нет. Это был буквально монастырь! Я воспринял парфюмерию так же, как вы относитесь к религии.
Есть такие дистилляторы, которые вмещают около 1500-2000 литров, и рабочим нужно забираться внутрь, чтобы помыть их. Там очень жарко, почти все время приходится работать в плавках. Все отмывается струей воды. Это время физической работы в дистилляционных чанах, их запах я помню до сих пор.
Ах, Женева! 1968 год, я уже был женат, мне было 20, у меня только что родилась дочь, а в Женеве открылась школа парфюмеров Givaudan. Я отправился туда и стал их первым студентом. Там был пожилой преподаватель парфюмерии, мне было не очень комфортно с ним. И я пошел к директору бренда, «главному парфюмеру», и сказал: «Дайте мне какую-нибудь работу». Он доверил мне проект, нужно было сделать копию по образцу, до сих пор помню этот запах. Итак, я сделал образец, отдал ему, и он сказал: «Неплохо!» Я так и не окончил трехлетний курс в той школе, меня назначили помощником директора. Это и стало началом моей карьеры.
США… Мой начальник сказал мне: «Послушай, в США твоя карьера пойдет в гору». Так я оказался в нью-йоркском офисе Givaudan. Я не знал ни слова на английском. Когда я приехал, меня встретил главный парфюмер американского отделения. Он сказал: «Тебе придется проявить себя. Здесь, в США, ты будешь работать самостоятельно». Так я начал работать. Рынок очень отличался от европейского, менталитет тоже. И этот опыт оказался очень полезным для моей карьеры.
О, это First. Я познакомился с Клодом Соже, который хотел создать парфюм для ювелирного бренда, первый аромат для него. Мы встретились, и Клод сказал: «Это должен быть запах люкса, роскоши, драгоценностей. Найди мне такой парфюм». За день до того, как парфюм был утвержден, Клод Соже позвонил мне и сказал: «Послушай, мне понравился твой аромат, и я собираюсь испытать его. Моя жена наденет его, у нас будет ночь любви, и если с утра я все еще буду слышать аромат на ее коже, я его приму». На следующий день он позвонил мне и сказал: «Я беру его!» Так родился First.
Коллекция «Сады Hermes». История этой коллекции проста, именно она помогла мне получить работу в Hermes. В то время президентом компании была Вероник Готье. Она позвонила мне и сказала: «Я хочу, чтобы ты создал новый аромат для меня. Он будет называться «Сад «Средиземноморье», поэтому тебе нужно съездить в сад Лейлы Меншари». Я приехал в этот сад в Хаммамет в Тунисе, но у меня не было ни единой идеи.
Идея посетила меня в последний день, буквально перед самым отлетом. Я увидел листья фигового дерева, которые случайно упали на серебряные подносы. А на подносах стояли узкие бокалы с шампанским. И молодая женщина (я даже не помню, как она выглядела), она взяла фиговый лист, растерла его между пальцев, поднесла к носу и улыбнулась. Я прокрутил этот момент у себя в голове и сказал: «Вот оно, я знаю, что я должен сделать, добавить к парфюму листья фигового дерева».
И мне поступило предложение: «А как насчет того, чтобы стать парфюмером Hermes? У нас везде работают мастера своего дела, кроме парфюмерного магазина». Спустя год я ответил «да» и с тех пор работаю в Hermes. У меня есть черта, которая не совсем хороша для современного рынка: мне кажется, что у меня слишком французский подход к парфюмерии. Во-первых, потому что я начал свой путь в Грассе, а, во-вторых, потому что все ароматы, которые повлияли на меня и на мое детство, были созданы во французских традициях, с французской элегантностью. Я чувствую себя французом до мозга костей.