Когда звезды шоу-бизнеса заявляют, что они лично отбирали ингредиенты для создания того или иного аромата и вообще сами разработали концепцию парфюма, мы снисходительно улыбаемся. Конечно, это не более чем пиар.
А вот когда основатель бренда, его креативный директор или другой парфюмер присваивает себе чужие заслуги, тут уже бывает не до смеха. Знаете ли Вы, что в истории было немало случаев, когда настоящий творец великих духов оказывался забытым или отступал в тень своего более могущественного покровителя? Об этом – наша новая статья.
Очень часто причиной того, что за автора парфюма принимали совсем другого человека, оказывался его гендер. Например, аромат Rochas Moustache Original 1949, скорее всего, был создан не самим гениальным Эдмоном Рудницка, а его женой Терезой, бывшим химиком. Кстати, впоследствии Рудницка посвятил ей замечательный парфюм Frederic Malle Le Parfum de Therese.
Тереза и Эдмон познакомились во время работы в компании De Laire (сейчас – Symrise), а поскольку нашим миром долго правили мужчины (и это меняется очень медленно), то результат работы двух талантов очевиден: последнее слово – за Эдмоном.
Мужские духи Rochas Moustache
Точно так же, как и в случае с Марией-Терезой, супругой Эдгара де Лэра, родственника основателя компании De Laire. Именно ей пришла голову идея объединить синтетические соединения с натуральными ингредиентами для производства духов еще в 1891 году. Но кто об этом знал до настоящего времени?
Или взять хотя бы парфюмера Анн-Мари Саже, которая ассистировала великому Жану-Полю Герлену. Без нее не увидели бы свет такие легендарные ароматы, как Guerlain Parure (1975), Guerlain Derby (1985) и Guerlain Samsara (1989). Однако многие считают, что их создал сам Жан-Поль.
Женский аромат Guerlain Samsara
Иногда случается так, что невозможно отследить причину, по которой об остальных творцах духов просто забывают. Например, авторство женского аромата Yves Saint Laurent Opium (1977) часто приписывают исключительно Жану-Луи Сьюзаку. А ведь вместе с ним работали Франсуаза Марин, Раймон Шайан и Жан Амик, который руководил компанией Roure (сейчас это Givaudan).
Автором женского парфюма Calvin Klein Obsession (1985) тоже почему-то считают Жана Гишара, хотя на самом деле это была работа Роберта Слэттери (Bob Slattery), который ушел из жизни вскоре после выпуска духов. По-видимому, случилось так, что журналисты пытались взять интервью у автора Obsession на волне быстрой популярности аромата. Но из-за смерти Роберта им дали возможность поговорить с другим сотрудником компании, который и назвал свое имя. Так оно появилось в газетах, а вот настоящий автор остался позабытым.
Духи для женщин Calvin Klein Obsession
Знаменитая Эсте Лаудер в своей автобиографии «Эсте: история успеха», выпущенной в 1985 году, пошла еще дальше. Она приписала себе заслуги парфюмера Жозефины Катапано, заявив, что создала в одиночку Estee Lauder Youth Dew, просто смешав определенные эфирные масла.
Столь же дерзко поступила когда-то и Габриэль Шанель: оказывается, автором духов Chanel Sycomore являлась именно она. А не Эрнест Бо и Жак Польж, которые работали над обеими версиями этого парфюма. Как говорится, если очень хочется – то можно…
Вообще талантливые бизнесмены любят называть себя творцами и парфюмерами, несмотря на то, что не имеют даже базовых знаний в области химии или парфюмерии. Взять, к примеру, Франсуа Коти, который везде рассказывал о том, что он один создал все успешные ароматы бренда Coty. И многие в это до сих пор верят, хотя нигде нет и следов какой-либо его сольной творческой деятельности.
Да, Коти сотрудничал с компанией Chiris, где пытался научиться работать с сырьем, но тщетно. А вот технический директор этой компании, парфюмер Венсан Рубер, управлялся с парфюмерными ингредиентами не в пример умело, и именно он был автором многих духов Coty.
Парфюм для мужчин и женщин Chanel Sycomore
Считается, что первым, кто взял на вооружение агрессивный пиар собственной личности, был некто Поль Пуаре. Ему якобы принадлежит разработка первых духов бренда Les Parfums de Rosine (1911), хотя на самом деле он просто фотографировался в лабораториях с сосредоточенным выражением лица и раздавал интервью газетчикам. В итоге настоящие авторы аромата Parfums de Rosine, Морис Шаллер и Анри Альмера, остались, увы, за кадром.
А знаете ли Вы, что такое storytelling (сторителлинг)? Этот способ («рассказывание историй» в переводе с английского) используют маркетологи и копирайтеры, когда хотят привлечь внимание аудитории интересным рассказом, который незаметно подводит покупателя\читателя к главной идее.
В этих историях есть сюжет – завязка, основной конфликт и развязка: все как в маленьком сценарии. Так вот, в парфюмерии сторителлингом, кажется, пользовалось большинство марок, приукрашивая или вообще полностью выдумывая историю бренда или ароматов.
Например, легенда гласит, что парфюм Guerlain Shalimar появился, когда Жак Герлен добавил немного этилванилина (на тот момент модная и новая искусственная молекула, более насыщенная, чем ванилин) в духи Guerlain Jicky. Причем эта легенда умалчивает о том, что Shalimar, который увидел свет в 1925 году, был практически точной копией аромата Coty Emeraude (1921)…
Модель Наталья Водянова – лицо женского аромата Guerlain Shalimar с 2008 года
В 2021 году вообще разразился громкий скандал, когда на прилавках появилась книга Гейба Оппенгейма «Парфюмер-призрак» (The Ghost Perfumer). Гейб, известный американский журналист, очень заинтересовался настоящей историей нишевого бренда Creed и провел собственное расследование, пытаясь узнать, действительно ли марка такая старая, как заявляет.
И вот выяснилось, что… глава дома Оливье Крид присвоил себе все успехи скромного и талантливого мастера Пьера Бурдона. В частности, один из главных хитов марки Creed Green Irish Tweed – не что иное, как уникальная разработка Бурдона, которую, кстати, поначалу отвергли. Более подробно об этом расследовании можно прочитать в нашей статье о книге «Парфюмер-призрак».
Мужские духи Creed Green Irish Tweed
Тем удивительнее, что в настоящее время многие бренды отдают должное коллективной работе парфюмеров, указывая всех, кто работал над теми или иными ароматами. Например, в случае с женским ароматом Lancome Idole, который создали Шьямала Мезондье, Адриана Медина-Баэз и Надеж ле Гарлантезек.
И это притом, что когда руководство парфюмерного бренда планирует разработку нового парфюма, оно не обращается к кому-то одному (или нескольким сотрудникам) напрямую. Работа над новым ароматом ведется многими парфюмерами, и их творчество, несомненно, нужно уважать, указывая авторство. А вот некоторых «авторов», напротив, нужно вычеркнуть из титров. Только вот кто будет это делать – большой вопрос…