Обычно на нашем портале публикуются статьи о самих парфюмах – их композициях, условиях использования, рекомендации для ношения и так далее. А вот о «рабочих лошадках» - парфюмерных упаковках – говорится совсем мало. Тем временем именно коробка для духов играет одну из главных ролей, когда покупатель решать приобрести тот или иной парфюм. Непривлекательно оформленная упаковка может оттолкнуть, клиент передумает и никогда не узнает, какой бриллиант парфюмерии скрывался внутри.
Привлекательная упаковка – залог успешных продаж духов
Мы решили это исправить: из новой статьи Вы узнаете, кто вообще придумал картонную упаковку, почему духи в основном представлены в коробках прямоугольной или квадратной формы, проследите связь вина и целлофана, запомните, как отличить подделку от оригинала. А также мы дадим совет, что делать в случах, когда целлофан (так называемая на парфюмерном сленге «слюда») на упаковке отклеился или порвался. Спойлер: исправить положение очень просто. Приятного Вам чтения!
Упаковка как средство защиты того или иного предмета была известна еще с древности – сначала тарой служила глина (ею обмазывали плетеные корзины), затем люди стали использовать стекло. Первые сосуды из стекла предназначались для благовоний, красок для лица и помад, и были распространены еще в Древнем Египте. А вот дерево и картон в изготовлении упаковки начали применять только в конце XVIII века. Заказывали мастерам такие коробки обычно аптекари, производители конфет и ювелиры. Изобретение картонной упаковки из отдельных листов связывают с именем Малкольма Торнхилла – в 1817 году ему пришла в голову эта поистине гениальная идея. Готовые коробки того времени имели овальную или круглую форму, поскольку этот гибкий материал было легко сгибать и складывать. И еще легче – хранить и перевозить. Правда, тогда покупателям таких изделий приходилось складывать их вручную – из особых заготовок. Получается, что упаковки начала XIX века были громоздкими, а их сборка – занятием утомительным и трудоемким.
Только в 1879 году была изобретена действительно удобная складная коробка: первопроходцем в этом деле стал американец Роберт Гейр. Владелец типографии из Бруклина однажды заметил, что металлическая линейка на его печатном станке почему-то начала проделывать ровные прорези в пакетах. Гейр задумался: а ведь отточенные штампы можно использовать для вырубки коробок из картона, тупые же – для обеспечения картону ровного сгиба. В итоге Роберт совместил процесс печати с изготовлением коробок, и это было поистине революционным открытием. Это позволило Гейру выпускать более 7000 готовых коробок в час!
Первая привычная нам упаковка из картона была изобретена только в XIX веке
В это же время житель Нью-Йорка Альберт Джонс представил на суд публики односторонний гофрокартон. Надо сказать, его уже потихоньку начали применять в упаковочной промышленности – для оборачивания фонарей из стекла и бутылок. А Эдвард Аллен и Эдвард Хили тогда же, в конце 1800-х, запатентовали гофрированную бумагу, которую поначалу на фабриках использовали в качестве подкладки для головных уборов. История не сохранила имени того, кто придумал соединить картонные коробки, гофрированную бумагу и гофрокартон для упаковки в них товаров с фабрик. Но теперь мир без такой тары представить действительно сложно.
Если говорить о парфюмерной отрасли, то здесь картонная упаковка для духов играет, пожалуй, главную роль. При помощи коробок душистая продукция будет хорошо защищена от неприятных воздействий извне (повреждений и загрязнений, а также боя), которые парфюмы могут получить при транспортировке и хранении. Но есть еще важные моменты. Во-первых, если производитель духов делает упаковку многослойной, это превращает процесс открывания парфюма в настоящее волшебство. Во-вторых, красиво оформленные коробки – это первый шаг к тому, что клиент запомнит тот или иной бренд. В-третьих, упаковка, состоящая из нескольких слоев, продлевает контакт покупателя с маркой – открывая такую многослойную коробку, мы видим символы компании, читаем текст и поневоле проникаемся философией марки. Это особенно распространено среди нишевых брендов – Kilian, Tiziana Terenzi, Xerjoff, Shaik.
Бренд Xerjoff знает толк в красивой упаковке
Кстати, знаете ли Вы, что производители парфюмерии не случайно оформляют продукцию в определенной цветовой гамме? Они учитывают исследования психологов, которые доказали: золотистую, серебристую, белую или розовую упаковку будет приятнее взять в руки, чем, например, коричневую. А еще женщины, по словам экспертов, предпочитают зеленый и голубой, оранжевый и синий, а также сиреневый. Мужчины же отдают предпочтение упаковке зеленого и синего, красного и фиолетового, реже – оранжевого. Конечно, это часто работает в случае с массовой парфюмерией, поскольку в нише цвет флакон и упаковки не играют особой роли. Главное – идея. По крайней мере, так нас убеждают представители нишевых брендов.
Аромат для женщин Moschino Pink Bouquet оформлен в розово-серебристой гамме, которая призвана привлекать покупательниц
Конечно, даже картонная упаковка далека от экологичности, так что некоторые бренды стараются производить коробки, которую будут использоваться вторично. Например, в качестве шкатулки для хранения украшений (Kilian, Xerjoff, Serge Dumonten). А некоторые марки (Montale, «Новая заря», Lattafa Perfumes) вообще упаковывают духи в чехлы из ткани (аромат Grey Flannel Geoffrey Beene). Растущая популярность осознанного потребления и экологичности ставит перед парфюмерными брендами сложные задачи: только единицы заявляют о том, что упаковку их ароматов можно будет вторично переработать (Essential Parfums, Obvious, Maison Tahite). Американская марка Clean еще с 2003 года упаковывает сами духи в переработанное стекло, а колпачки для своих товаров изготавливает из переработнной древесины. В Европе одними из первых задумались об эко-упаковке в компании Bvlgari, и в 2018 году был представлен результат раздумий – мужской аромат Bvlgari Man Wood Essence.
Парфюм для мужчин Bvlgari Man Wood Essence
Картонные коробки, в которых предлагался покупателям парфюм, имели сертификат FSC – это означало, что упаковки были сделаны из древесины, одобренной огранизацией под названием «Лесной попечительский совет». Кстати, сейчас в модном доме Bvlgari трудится целая команда экпертов, разрабатывающая концепцию дальнейшей экологичности парфюмов бренда. В рамках программы устойчивого развития проекта LVMH Life был также выпущен парфюм Acqua di Parma Colonia Futura, полностью отвечающий жестким требованиям «зеленых». Стекло флакона было пригодно для вторичной переработки, а коробку изготовили из особой бумаги – сырьем для ее производства послужило не традиционное дерево, а органические отходы. Кстати, если Вы хотели бы познакомиться с другими парфюмами итальянского нишевого бренда Acqua di Parma, предлагаем посмотреть наше видео на YouTube.
Тренинг-менеджер Acqua di Parma Алекс Годдард рассказывает о 8 свежих ароматах
А Вы когда-нибудь задавали себе вопрос – почему коробки для духов обычно прямоугольные или квадратные? Это объясняется очень просто – как мы понимаем, парфюмерную продукцию перевозят на далекие расстояния в ящиках, и прямоугольники или квадраты занимают в них меньше места, не мнутся и не «бегают» по ящикам при транспортировке. Да, есть цилиндры (Ajmal, Masque Milano, Zielinski and Rozen), коробки-пирамиды (Joop Femme) и параллелограммы (Bruno Banani), но их ощутимо меньше. К слову, картон коробки для ароматов должен быть плотным, внутри - обязательно чисто белым, без серого оттенка. Сам флакон обычно фиксируют на особых распорках внутри коробки, обычно тоже из картона. Логотип бренда печатают прямо на картоне, при этом в названии бренда и аромата не должно быть опечаток. Подробнее о том, как отличить подделку от оригинала по внешнему виду парфюма, читайте в нашей статье.
Упаковка женского аромата Joop Femme в виде пирамидки
Вы можете не поверить, но такой привычный для нас материал, как целлофан, был воспет Коулом Портером, популярным американским исполнителем, еще в 30-е годы ХХ века. Коул пел, что целлофан – это вершина всего, и слушатели с ним только соглашались. Чем же заслужил простой целлофан такую всенародную, всепоглощающую любовь?
Целлофан хорошо защищает парфюмерную упаковку от повреждений и грязи
А изобрели целлофан, как водится, совершенно случайно. Химик Жак Бранденбергер, работавший во французской текстильной компании, однажды ужинал с друзьями в ресторане. И вот он увидел, как кто-то из его приятелей неловким жестом опрокинул бокал бордового вина на белую скатерть. Пока официант бегал за новой скатертью, Жака осенило: а что если попробовать создать покрытие, которому не страшны такие инциденты? Он много экспериментировал с тканями и вискозой, но целлофан, каким мы его знаем, пока не получался. Только когда Бранденбергер продал права на выпуск целлофана (кстати, автором названия был именно он: cellulose означало «целлюлоза, diaphane – «прозрачный») в США, процесс сдвинулся с мертвой точки.
Дальнейшими разработками занялась компания DuPont, которая потратила миллионы долларов и десятилетия на исследования и эксперименты. Было перепробовано более 2500 вариантов покрытий! Повезло Хейлу Черчу – его способ устранить проницаемость материала для воды и водяного пара навсегда вписал имя сотрудника DuPont в историю упаковки. Непроницаемость и прозрачность целлофана, а также его нетоксичность открыли ему путь в пищевую промышленность. Ну а потом «подтянулись» фармацевтическая и парфюмерно-косметическая отрасли.
Значение целлофана в парфюмерной промышленности трудно переоценить
Процесс оборачивания картонных упаковок с духами довольно прост: каждая единица ароматной продукции, помещенная в коробку, проходит через целлофанатор. Это не что иное, как специальная машина, которая автоматически обрачивает целлофаном упаковки, а затем запаивает шов. По бокам коробки прибор формирует «конверт», и его затем прижимают к сварочному узлу. К слову, у оригинальной продукции целлофановый шов будет ровный и тоненький. У подделки – широкий, неровный, со следами клея. После прохождения товара через промышленный целлофанатор получается прозрачная пленка, идеально обхватывающая всю коробку с парфюмом – без морщинок и складок. Если целлофан морщится и торчит, ездит по всей упаковке, а не сидит, как влитой, то перед вами – подделка.
Целлофанатор – специальная машина, с помощью которой упаковки парфюмов оборачивают прозрачной пленкой
Зачем вообще нужно оборачивать пленкой упаковки с духами? Делают это из следующих соображений.
Кстати, если случилось так, что Вы случайно повредили прозрачную упаковку (на парфюмерном сленге – «слюду», поскольку целлофан блестит, как слюда), например, на духах в подарок, есть простой способ исправить положение. Воспользуйтесь обычным утюгом – он заменит Вам промышленный сварочный узел, поскольку и в случае с утюгом, и с целлофанатором спайка происходит именно термометодом. На просторах Интернета можно встретить советы о том, что склеить слюду можно слабым раствором желатина, добавив для прочности хромовые квасцы. Мы не проверяли эту рекомендацию, но никто не мешает Вам попробовать.
Однако имейте в виду, что некоторые бренды вообще не используют слюду – к примеру, L'Artisan Parfumeur, HugoBoss, Ex Nihilo, Annick Goutal, Shiseido, Esteban, M.Micallef, Le Labo. Отсутствует она и во многих ароматах Clinique, Shiseido, Davidoff, Chopard и других. Поэтому отсутствие слюды на упаковке – еще не гарантия того, что Вы приобрели подделку.
Женские духи Chopard Wish могут быть представлены в продаже «без слюды»
Ну а нам остается пожелать Вам только удачных покупок и приятных парфюмерных знакомств! До новых встреч!