Существуют страстные поклонники парфюмерии, для которых флакон, как эстетическая составляющая композиции, имеет не меньшее значение, чем сам аромат; бывают и те, кто к внешнему облику бутылочки остаются почти равнодушными.
Красивые флаконы Chanel
Одни стремятся сэкономить, приобретая любимый аромат в уцененном виде, к примеру, без крышки, а то и вовсе отливант. Другие же демонстрируют иную страсть – к флаконам. Такие коллекционеры проявляют невиданную смекалку, лишь бы достать заветный первый выпуск духов N, произведенный, когда дизайнер X находился на посту креативного директора бренда Y. И дело зачастую не в драгоценной первой формуле аромата – для коллекционеров флаконов она может не иметь ни малейшей ценности, сражения на таких аукционах ведутся за желанный сосуд.
Что собой представляет парфюмерный флакон, откуда берут начало его культурные истоки, а также много другое об этом модном атрибуте рекомендуем посмотреть в нашем видео.
Парфюмерные флаконы: история, виды, термины, дизайнеры, техники изготовления и декорирования
Обратимся к истории. В древности парфюмерные сосуды бытовали как ритуальная посуда. Археологические раскопки территории древней Месопотамии демонстрируют большое количество курильниц, использовавшихся жрецами для распространения ароматических составов во время жертвоприношения. Курильницы представляли собой керамический или восковой сосуд, в котором разжигали твердые благовония.
Гробницы Древнего Египта таили различные емкости для мазей. Благовония и бальзамы хранились в костяных, каменных, керамических сосудах и даже вместилищах, сделанных из зубов животных. Флаконы этой эпохи уже приобретали разнообразные очертания: сосуды могли иметь овальную форму, цилиндрическую, иногда даже исполнялись в виде священных животных или принимали антропоморфный облик.
Для Древней Греции характерны емкости с изображением мифологических сцен, для украшения сосудов стали использоваться драгоценные камни. Кроме того, внимание уделяется и объему: популярны были не только крупные амфоры и флаконы, но и совсем маленькие склянки, которые можно было прикрепить к поясу.
Парфюмерные флаконы Древней Греции из алебастра
В Средневековой Европе распространение получают «помандеры» (фр. Pomme d ambre – янтарное яблоко) – изделие, чаще всего, сферической формы, в центре которого заключалась паста с ароматным составом. Помандер крепился к элементам костюма и источал аромат при движении особы, носившей его. Неудивительно, что помандеры стали цениться не только за свои ольфакторные качества, но и как роскошный аксессуар.
Бартоломеус Брейн (старший), помандер на фрагменте диптиха портрета супругов Пилграм
Культ роскоши в XVIII веке провоцирует появление тенденции на использование миниатюр для хранения духов. Существовали целые наборы разнообразных маленьких емкостей. Флаконы изготавливались из стекла и фарфора, богато и порой вычурно украшались эмалью и драгоценными камнями. Заправляться такие бутылочки могли каждый раз новыми духами, понравившимися их обладателю. Сами же духи продолжительное время продавались в простой стеклянной таре. Таким образом, парфюм и емкость не имели единого художественного замысла.
Корреляция флакона и ароматного содержимого намечается на рубеже XIX-XX вв. – культ дорогостоящего сосуда уходит в прошлое, а процесс создания ароматной композиции неразрывно связывается с внешним обликом емкости. Парфюмерия осмысляется как искусство.В XX веке производством флаконов для парфюмерии активно занимаются старейшие стекольные фабрики. Предприятие Pochet, выпускающее изделия из стекла с XVII века, Bormioli Rocco, возникшее в 1825 году и знаменитая хрустальная мастерская Baccarat сотрудничают с крупнейшими парфюмерными брендами, создавая уникальные флаконы.
В это время дело создания великолепной хрустальной тюрьмы для «летучего пленника» доверяется известнейшим мастерам своего времени.
Возможно, самым загадочным и знаменитым мастером парфюмерных флаконов XX века был гениальный Рене Лалик.
Ранний этап творчества Рене Лалика связан с ювелирным делом. К производству парфюмерных флаконов Лалик приходит примерно в 1905 году. В это время мастер переосмысляет значение материала и сосредотачивает свое внимание на стекле. Разумеется, ни одна биография легендарного ювелира не обойдется без примечания: технология производства опалесцентного стекла, запатентованная мастером, хранится в секрете и по сей день.
Ювелир и дизайнер парфюмерных флаконов Рене Лалик
Философия творчества Рене Лалика, достигшего расцвета в период между двумя войнами, осознавала произведение искусства как красоту, доступную всем людям. Лалик смело сочетает драгоценные и полудрагоценные камни, металл и стекло. При этом уход к, казалось бы, более простым материалам удивительным образом отвечает тонкому стилю мастера – стекло гораздо лучше передает плавные изгибы чудес флоры, и в скором времени именно стекло становится любимым материалом и важной приметой художественного почерка Рене Лалика.
Вехой в истории развития парфюмерных флаконов считается совместная работа Лалика с мастерской Baccarat для парфюмерного бренда Франсуа Коти, результатом этого партнерства становится флакон для духов Coty L Effleur 1907 г. Флакон отражает современную концепцию парфюмерии, согласно которой сосуд и ароматное содержимое приобретают равную ценность и становятся доступными произведениями искусства, а также выражает кредо мастера – знаменитое «правило трех F», превозносящее в искусстве женщину (Femme), природную стихию в воплощении растительного мира (Flora) и царства животных (Fauna).
Coty L Effleur во флаконе работы Рене Лалика
Тонкие грани бутылочки L Effleur выполнены из хрусталя Baccarat, рельеф на лицевой стороне флакона изображает нимфу в вихре стихий – мотив одновременно антропоморфный и ботанический, притертая пробка в виде скарабея выражает устремленность к экзотике и культуре древних цивилизаций - восхитительный трикветр, воплощенный во флаконе и заключающий ароматную субстанцию. В определенном смысле работы Рене Лалика можно рассматривать как один из художественных манифестов ХХ века.
От воплощения в теле флакона духов совершенства созданий природы в начале XX века мастерство стало все больше апеллировать к творениям человеческого воображения.
Одним из самых знаменитых авторов парфюмерных флаконов в середине XX века является Пьер Динан. Стиль Пьера Динана черпает идеи в мировых архитектурных памятниках и культурных реликвиях Востока.
Дизайнер парфюмерных флаконов Пьер Динан
К примеру, идея флакона духов Opium Yves Saint Laurent была вдохновлена традиционными японскими шкатулками, в которых самураи хранили специи, табак и опиум.
Коробка парфюма Eau Savage Dior имитирует кожаный салон Rolls Royce, форма самого флакона напоминает походную флягу, а косой рельеф стекла создает иллюзию движения – таким образом дизайн флакона представляет нарратив о современном городском «дикаре» по духу, сохранившем связь со своей природной ипостасью.
Парфюм Dior Eau Savage, дизайн флакона – Пьер Динан
Показательно, что мастер парфюмерных флаконов всегда подчеркивал примат личности в творческом процессе. Важным условием работы для Пьера Динана всегда было общение с создателем аромата, будь то парфюмер или креативный директор бренда. Скептические высказывания Пьера Динана по поводу «мертворожденности» парфюмерии XXI века, возможно, спорны, однако также связаны с его философией творчества – за однотипными стоковыми флаконами, наводнившими полки магазинов в XXI веке, маэстро не видит энергии личности.
Является ли искусство парфюмерного флакона XXI века «упадочным»? Ведь даже среди стоковых флаконов есть образчики вкуса. Неслучайно большинство нишевых брендов выбирает именно простые флаконы. Прежде всего, для нишевых марок, выпускающих продукцию ограниченным тиражом, шедевр декоративно-прикладного искусства будет экономически нерационален. С другой стороны, внешняя элементарность стокового флакона, при высоком качестве исполнения, обернется лишь кажущейся простотой, совершенство которой кроется в деталях.
Флаконы нишевого бренда Dries Van Noten – образец искусства парфюмерного флакона XXI века
Люксовый же сегмент, напротив, представляет простор воображению дизайнера. Сложно вычленить какую-либо четкую программу – разнообразие форм и стилей современных парфюмерных флаконов крайне велико. Каждый решает сам для себя, называть ли новый флакон китчем или Образцом.
Один из самых знаменитых дизайнеров парфюмерных флаконов XXI века – Тьерри де Башмакофф.
Стиль его характеризует своеобразная эклектичность: в L Amour Lalique модерн причудливо соединяется с урбанистическими мотивами и рокайльными отголосками, а результат парадоксальным образом демонстрирует женственный минималистичный флакон; шайбообразный флакон Bvlgary Black напоминает сразу и автомобильное колесо, и объектив фотоаппарата.
Дизайнер парфюмерных флаконов Тьерри де Башмакофф
Подобные морфологические «фокусы» далеко не редкое явление среди детищ автора - неудивительно, ведь сам мастер признается, что столь разнородные художественные средства и приемы идут в ход ради главной задачи – сделать «флакон, который запомнится с первого прикосновения».
Такой подход звучит в унисон с преобладанием визуального восприятия у современного диджитализированного общества. Тьерри де Башмакофф не скрывает, что дизайн флакона может начать создаваться задолго до того, как заказчик сформирует концепцию самого парфюма. Мастер признается, что для него важнее передать в работе ДНК бренда, а не характер самой парфюмерной композиции.
Флакон авторства дизайнера Тьерри де Башмакофф
Развитие технологий предопределило совершенствование производства парфюмерных флаконов. Конечно, образ мастера потерял романтический флер, овивавший средневекового ремесленника, работавшего над каждым экземпляром вручную. Однако, вместе с тем нам доступно большее разнообразие материала, а автоматизация производства позволила заметно удешевить процесс и сделать изящные парфюмерные флаконы доступными повсеместно. Последнее, в свою очередь, так же подстегивает спрос, а заодно и развитие технологий. Вот некоторые виды обработки флаконов:
Трафаретная печать – техника, позволяющая печатать узор на флаконе посредством специального трафарета. Разнообразие колористического спектра достигается при печати трафаретом по эмали, а для эффекта мерцающего стекла применяется печать по металлу.
Парфюмерный флакон с двухцветной трафаретной печатью
Примечательно, что эта техника оказалась эффективной и в отношении к современной тенденции eco-friendly – трафаретную печать можно использовать с органическими чернилами и UV-фильтром, что минимизирует урон, наносимый окружающей среде, а также защищает изделие от вредных излучений.
Кислотное травление – техника восходит корнями к витражному искусству и предполагает нанесение узора на полированную поверхность стекла, далее узор покрывается тонким слоем кислоты, после чего протравливается рисунок. Такая техника позволяет достичь контраста между матовым (протравленным) узором и полированной частью стекла, не тронутой кислотой.
Пескоструйная обработка (sandblasting) – особый вид матовой гравировки, в процессе которой кварцевые песчинки, выпускаемые специальным пистолетом, разгоняются до высокой скорости и ударяются о поверхность изделия, образуя особый вогнуто-выгнутый рельеф.
Флакон с гравировкой sunblasting
Этот вид обработки чем-то напоминает технику нанесения глазури, однако вырубка в случае sandblasting может наноситься только на ограниченную область поверхности. Выглядит такое изображение более изящно, чем обработка глазурью, и позволяет достичь необыкновенного эффекта – флакон будто светится изнутри. Поверхность под воздействием пескоструйной обработки становится шероховатой, приобретает матовый оттенок, в связи с чем создается визуальный и тактильный эффект «песочного» стекла.
Как правило, пескоструйная обработка используется для нанесения на флакон логотипа бренда, символов, названий или элементов орнамента.
Любопытно, что техника sandblasting доступна не повсеместно. В Великобритании пескоструйная обработка официально запрещена в связи с тем, что в процессе нанесения гравировки образуется пыль, содержащая большое количество кристаллического кремнезема. Вдыхание этой пыли провоцирует заболевания бронхолегочной системы как у мастеров на производстве, так и у потребителей, приобретающих изделия с гравировкой sandblasting.
Тем не менее, специалисты не пришли к единому мнению относительно критичности объемов кремнезема в осадке, и в большинстве стран технология практикуется.
Вакуумная металлизация – техника нанесения на поверхность флакона тончайшего металлического покрытия, позволяющего достичь особого матового или блестящего эффекта. В результате такой обработки стекло буквально превращается в металл, а палитра металлических оттенков при этом почти не ограничена.
Парфюмерный флакон, обработанный техникой вакуумной металлизации
Со временем появляется все больше новых способов обработки, тем не менее, и классические приемы не канули в лету. Старинные секреты ручной выделки все так же аккумулируются и развиваются.
Одним из старейших методов пломбирования парфюмерной емкости является бодрюшаж – особая ручная техника, обеспечивающая максимальную герметичность флакону духов.
На горлышко и стеклянную пробку бутылочки наклеивается специальная эластичная мембрана – бодрюш. Далее пробка флакона фиксируется хлопковыми нитями, излишки мембраны срезаются, после чего мастер наносит на флакон печать из сургуча.
Пример флакона, запечатанного техникой бодрюшаж
Техника бодрюшажа хранится и не меняется уже более ста лет, и это искусство доступно далеко не многим! Крупнейшие парфюмерные дома, такие как Chanel и Guerlain, хранят секреты технологии и передают только избранным мастерам – удостоиться чести стать специалистом бодрюшажа может не более десяти специалистов одного завода.
Помимо различных техник в современной парфюмерии наметились и особые традиции – разного рода лимитированные выпуски, юбилейные издания, а также ароматы-миллезимы.
Феномен парфюмерного миллезима связан с годом перевыпуска аромата. При ежегодном переиздании одного и того же парфюма-миллезима композиция может подвергаться некоторым изменениям, как правило, небольшим – излюбленный ольфакторный пейзаж обогащается, духи сохраняют свою индивидуальность, но с каждым новым выпуском открываются с новой стороны.
Преображается не только аромат миллезимного издания, но и дизайн. К работе над внешним обликом драгоценного ежегодника приглашаются именитые дизайнеры и сотрудники старейших мастерских. Важная задача процесса – достижение гармонии между формой и содержанием, дизайн бутылочки должен рассказывать о том, что таится внутри. Можно сказать, что миллезимные парфюмерные издания в некоторой степени воплощают синестетический аспект искусства.
К примеру, ароматный гобелен дома Guerlain ежегодно пополняется миллезимными изданиями, посвященными вишневому цвету и ландышу – это парфюмы Guerlain Cherry Blossom и Guerlain Muguet.
Миллезим Guerlain Cherry Blossom 2023
В декорировании лимитированного выпуска Cherry Blossom 2023 года принимали участие мастера вышивки ателье Vermont. С середины XX века Vermont сотрудничает с крупнейшими парижскими домами моды. В издании Cherry Blossom 2023 года вишневая ветвь вручную вышита золотой нитью, на которой выделяются искусные соцветия из пайеток и бусин.
Идея характеризует неразрывную связь аромата и стиля флакона: плавные линии и воздушные очертания отвечают свежей прохладе бергамота на старте Cherry Blossom, а розовый румянец цветков сакуры, покрывающих стеклянный купол, олицетворяет цветочное сердце композиции, где под дымкой миндальной пудры прячутся ноты сирени и вишневого цвета.
Другой знаменитый миллезим дома Guerlain (Muguet) – это ландыш, распускающийся под покровительством Guerlain каждый год к 1 мая.
Дизайн миллезима Guerlain Muguet 2022 г
Дизайн издания 2022 года дышит в унисон стадиям раскрытия самого аромата. Кристалл сферической крышки подобно чистой капле дождя стекает по мерцающим цветкам ландыша и растворяется в сочной, чуть терпковатой, весенней зелени. Muguet Millésime 2022 Guerlain создан в сотрудничестве с французской ювелирной мастерской Truscelli.
Если Вас вдохновляет дизайн флаконов Guerlain, рекомендуем обратить внимание на видео на нашем канале. В этом ролике Вы узнаете о секретах знаменитого бренда из уст самих мастеров:
Секреты дизайна флаконов Guerlain
Как видите, многочисленные эксперименты с дизайном парфюмерного флакона породили разнообразие его форм. По типу подачи жидкости парфюмерные сосуды делятся на три основные категории – splash, spray и roll-on.
Древнейший тип парфюмерного флакона – splash – это емкость, предоставляющая прямой доступ к жидкости. Закрывается флакон стоппером, винтовой или притертой крышкой.
Конечно, нравится такой вид эксплуатации не всем – всегда есть риск разлить содержимое. Повышается и опасность окисления парфюма – распечатанный флакон теряет герметичность, воздух, так или иначе, будет попадать внутрь, поэтому беречь и экономить такие духи бессмысленно.
Само по себе нанесение духов на кожу резной стеклянной пробкой из флакона splash – способ менее удобный, но зато это целый ритуал, напоминающий о тех временах, когда духи были завершающим штрихом в приготовлении к балу.
Однако в случае, если Вы наносите духи из флакона splash прямо на кожу, через пробку в жидкость могут попасть мельчайшие частицы Вашей кожи, поэтому после каждого применения необходимо тщательно протирать крышечку.
Флаконы spray – флаконы заполнены газом под давлением, при нажатии на клавишу распылителя жидкость поднимается по заборному стержню вверх и рассеивается.
Первые флаконы с распылителем появились в конце XIX века. Это было ноу-хау доктора Аллана ДеВилбисса, ЛОР-врача, запатентовавшего «атомер» для распыления лекарства на горло – новый способ оказался более гигиеничным и простым, чем ватные тампоны, и ДеВилбисс решил расширить производство. В ХХ веке потомки доктора применили «атомеры» к использованию в парфюмерной индустрии и вскоре изобретение покорило всю Европу.
Современные спреи – это наиболее распространенный тип флаконов по типу подачи жидкости. Преимущества спрея очевидны – они обеспечивают как максимально комфортное нанесение, так и лучшую сохранность жидкости.
Флаконы roll-on – горлышко такого флакона оснащается специальной «жемчужиной» из металла или пластика, которая наносит парфюм, скользя по поверхности кожи. Этот тип распространен среди флаконов с масляными духами или компактных тревел-версий ароматов.
Появляется все больше и больше вариаций основных видов. К примеру, флаконам splash придают «богемный» вид, дополняя их съемными спреями с помпами. Нанесение такой грушей-помпой менее удобно, к тому же, всегда остается риск испарения парфюма, однако эстетическая привлекательность флакона искупает те небольшие хлопоты.
Также для флаконов splash разрабатываются специальные капельницы и пипетки, позволяющие контролировать и регулировать объем жидкости, которую Вы хотите нанести за одно применение.
Существуют и совершенно оригинальные типы флаконов. Одну из таких новаторских идей предложила компания Judith Leiber, выпустив сразу три аромата в одном. Этот неординарный ольфакторный триптих получил название Judith Leiber More is More. Внешне флакон представляет собой три совмещенные колбы, в каждой из которых находится отдельный аромат: More Spice (пряный), More Marine (акватический) и More Leather (кожаный). Каждый аромат можно наносить по отдельности, либо составлять различные комбинации, переключая специальные ползунки на флаконе.
Дизайн флакона парфюма Judith Leiber More is More
Наметившийся в современности вектор на осознанное потребление обусловил появление соответствующих тенденций и в парфюмерной индустрии.
Ежегодно все больше брендов проявляет инициативу в деле поддержки окружающей среды и запускает в производство ароматы на основе экологически чистых ингредиентов в упаковках из материалов, пригодных к повторной переработке.
Как никогда раньше стал популярен флакон типа refill или иными словами емкость-запаска. Этот тип представляет собой сменный блок, из которого можно перелить духи в приобретенный Вами ранее основной флакон. Подавляющее большинство «запасок» выглядит как простая бутылочка без спрея и выпускается производителями, чтобы уменьшить количество вредных отходов от утилизации старых флаконов.
Перезаполняемый флакон Mugler Angel
Споры о том, насколько рациональна и оправдана идея «запасок» не утихают – в последнее время на рынке наблюдается увеличение ежегодных релизов, с небывалой скоростью издаются и новые фланкеры известных парфюмов. При таком маркетинговом давлении человеку гораздо сложнее хранить верность одному и тому же аромату, следовательно, клиент приобретет экологичный refill не более одного-трех раз. Тем не менее, многие верят в потенциал «запасок» и считают этот способ позитивным вкладом в развитие движения zero weist.
Даже если Ваш флакон не состоит из экологически чистых материалов, Вы можете уменьшить количество вредных отходов, реинкарнировав бутылочку из-под любимых духов. Автор нашей статьи «Вторая жизнь парфюмерных флаконов» собрал самые интересные способы и поделился подробными инструкциями, рекомендуем обязательно ознакомиться с этим материалом.
Используйте парфюмерный флакон для рукоделия
Но как быть в случае, если аромат еще не закончился, а емкость уже пострадала?Одна из проблем, настигающих парфлюбителя – неисправный пульверизатор. Чаще всего дело заключается в банальном засорении. В этом случае достаточно будет продуть отверстие или прочистить его иглой.
Если же спрей не подлежит ремонту, Вас спасет атомайзер – компактная емкость с распылителем, в которую можно перелить духи. Атомайзеры можно приобрести во многих интернет-магазинах или на маркетплейсах, либо же Вы можете использовать с этой целью старый флакон из-под духов (еще одна причина уменьшить количество отходов).
Итак, в своей эволюции парфюмерный флакон прошел путь от заурядного утилитарного предмета до самодостаточного произведения искусства. Расскажите в комментариях, что важнее именно для Вас – форма или содержание?