Очень часто начинающие любители парфюмерии, листая те или иные материалы о создании духов, не всегда понимают значения парфюмерных терминов. И с сожалением откладывают книгу в сторону или закрывают интернет-страничку. Между тем, многие слова из профессии парфюмера перекочевали в лексикон гурманов и опытных коллекционеров. Поэтому знать эти термины – практически обязательное условие для того, чтобы разбираться в ароматах и иметь возможность поддержать разговор с такими же увлеченными, как Вы, людьми. Предлагаем подборку основных терминов из работы парфюмера, которые мы рекомендуем знать - для лучшего понимания механизмов ольфакторного искусства.
Множество специфических терминов из лабораторий парфюмеров перекочевало в лексикон любителей ароматов
Смеллинг (смеллинг-сессия, в просторечии - «нюхинг»). Это процесс, когда парфюмер или группа парфюмеров проводит отбор вариантов композиций для будущего аромата. Зачастую во время подобных смеллинг-сессий «носы» оценивают огромное количество композиций, что достаточно утомительно для обоняния. Ароматы всегда оцениваются парфюмерами в концентрации Eau de Parfum, причем исключительно на блоттере – бумажной полоске. А вот пробы на коже человека и окончательное утверждение конечной концентрации – это уже финальный этап. Любители парфюмерии часто используют термин «смеллинг» в другом значении – как процесс знакомства с новыми парфюмами.
Парфюмерный орган (ударение на «а). За этим термином скрывается не что иное, как рабочее место парфюмера. Просто оно похоже на музыкальный инструмент орган, поскольку представляет собой стол и несколько полукруглых рядов полок. Профессиональные парфюмеры могут хранить на этих полках до 1000 флакончиков. Но в наше время на рабочем столе «носов» все чаще оказывается только компьютер, где составляется формула духов. Подробнее о парфюмерном органе можно прочитать здесь.
Хроматограф. Прибор, который позволяет определить количество ингредиентов в парфюме и его формулу. Этот способ исследования позволил парфюмерам открыть большее число элементов, которые входят в состав различных эфирных масел.
Каптив. Сначала сделаем отступление. В мире есть несколько крупных компаний типа Givaudan, IFF, Firmenich и других, а также большое количество мелких. Все они имеют право создавать новые синтетические соединения – молекулы. Фирмы, ограниченные в подобном праве, могут только смешивать то, что выставляет на продаже компания покрупнее. Но некоторые молекулы могут не продаваться – их берегут для внутреннего пользования. Такие соединения и называются каптивными, или каптивами. Каптив может представлять собой как один компонент, так и целый аккорд. Каптивом можно считать сверхдозу альдегидов в женских духах Chanel N5.
Эвалюатор. Человек, который занимается оценкой парфюмерных композиций. Таким оценщиком ароматов может быть только профессионал индустрии парфюмерии, прекрасно ориентирующийся в рынке духов и в предпочтениях покупателей. Эвалюатор рассматривает парфюм не с точки зрения «мне нравится» или «мне не нравится». На первый план выходит точка зрения продавца: «будет хорошо продаваться» - «не будет хорошо продаваться». Именно эвалюатор может корректировать работу парфюмера, чтобы угодить потребительским предпочтениям. Если же Вы вдруг заинтересовались, как можно стать парфюмером, предлагаем посмотреть об этом видео на нашем YouTube-канале.
Как стать парфюмером? Инструкция от британского парфюмера Рут Мастенбрук
Бриф. Его как раз составляет эвалюатор либо специалист отдела маркетинга компании, которая заказывает парфюм. Бриф - не что иное, как подробное задание парфюмеру: здесь указывается цена будущих духов и их общий профиль (восточные, акватические, сладкие, создающие эффект свежести и проч.). Далее бриф отправляют в выбранную компанию-производитель парфюмерного сырья и собственно парфюмов. Брифами пользуются все – как нишевые марки, так и гиганты люксовой парфюмерии. Только так можно донести свои мысли и пожелания до парфюмеров.
А теперь рассмотрим термины из области парфюмерии, которые не так распространены в лексиконе любителей духов, но встречаются в статьях и обсуждениях в Интернете достаточно часто. Например, анфлераж – старинный, но продуктивный способ добычи сырья, который применяют по отношению к нежным и деликатным видам цветов. В процессе обработки паром, летучими растворителями или водой лепестки могут потерять свои парфюмерные свойства, поэтому и используется анфлераж. Для этого поверхность, покрытую очищенным от примесей жиром без запаха, устилают нужными цветами. Благодаря высокой поглощающей способности жировая основа как бы впитывает ароматную эссенцию лепестков. Увядшие лепестки снимают и потом выкладывают свежие. Порой для достижения нужного результата парфюмерам приходится делать до 40 таких замен! Кстати, эта основа называется в парфюмерии… помадой. Анфлераж часто применяют для сирени и туберозы, розы и жасмина; папример, при создании женского аромата Guerlain Champs Elysees.
Женские духи Guerlain Champs Elysees (флакон 1996 года)
Тинктура – настойка на спирту, гамма – парфюмерный термин для обозначения ассортимента сырья, которое используется в работе «носов». Headspace (хэдспейс, анализ паровой фазы) – способ, когда «живой» запах помещают в стеклянную колбу. Она соединяется с прибором, позволяющим парфюмеру определить молекулярную структуру ингредиентов. Настаивание – процесс многолетнего контакта жидкого или твердого вещества для растворения (при охлаждении). Обычно настаивают амбру, мускус и дубовый мох.
Что ж, вряд ли в одной статье нам удалось собрать все термины из парфюмерного лексикона, которым пользуются профессиональные «носы», а вслед за ними – и блогеры, и увлеченные любители ароматов. Но будем надеяться, что с главными обозначениями мы разобрались, и Вам будет проще ориентироваться порой в сложном, но таком прекрасном мире современной парфюмерии. Удачных Вам ольфакторных знакомств!