В 2021 году американский журналист Гейб Оппенхайм выпустил книгу «Парфюмер-призрак» (The Ghost Perfumer) – исследование, проведенное с целью представить публике истинную историю парфюмерного дома Creed.
Аромат Aventus for her и фирменная карточка с портретами Джеймса Генри Крида и Оливера Крида
Официальная маркетинговая легенда гласит, что историю знаменитого парфюмерного дома Creed открывает в XVIII в. его родоначальник – Джеймс Генри Крид. Благодаря его чуткости и таланту парфюмерию бренда полюбила английская, испанская и французская аристократия, и вскоре Creed стал официальным поставщиком парфюмерии во дворец королевы Виктории.
Постепенно марка Creed стала позиционироваться как самая аристократическая среди парфюмерных брендов. Creed обладает всем, что традиционно характеризует сановитую родословную – резиденцией, почитателями среди монархии, собственным гербом.
Эмблема парфюмерного дома Creed
Но настоящая слава ждала впереди. 1970-1980 годы были ознаменованы головокружительным успехом парфюмерии Creed. Именно в этот период во главе дома встал Оливер Крид – представитель шестого поколения семьи. Популярность марки не угасла и в XXI веке.
Почти каждый парфюм Creed становился хитом и феноменом парфюмерного рынка. Многие бренды, стремясь приблизиться к успеху Creed, выпускают собственные версии легендарных ароматов, но каждому из них не хватает особого аккорда, который делает духи Creed столь своеобразными – бесподобной свежести, особой ноты чистоты, которую никому не удается разделить на составляющие и разгадать. Преследовала ли славный дом небывалая удача на протяжении всей истории или парфюмеры бренда, действительно, из поколения в поколение, передавали особую технологию, но продукция Creed долгие годы оставалась притчей во языцех и синонимом престижа и безупречного вкуса.
Компания вкладывает поистине колоссальные ресурсы в производство. Не являясь огромной корпорацией, Creed не позволяет себе экономить на ингредиентах и разработках. К каждой выпускаемой новинке производители относятся скрупулезно и с полной отдачей, сознавая, что из года в год бренд Creed предоставляет клиентам лучшее, что можно приобрести за деньги.
Оливер Крид
Изумительное качество продукции не вызывает никаких сомнений, но история и генеалогия Creed все чаще становится предметом споров и различных подозрений. Если бренд действительно громогласно заявил о себе в XVIII веке, то почему мы не находим упоминаний о нем и его создателях в мемуарах знаменитых клиентов, и почему винтажные образцы ароматов Creed до сих пор не стали участниками крупнейших аукционов?
Вершиной славы Creed считается аромат Aventus, выпущенный в 2010 году за подписью Оливера Крида и его сына Эрвина.
Сочный цитрусовый старт, нота ананаса, березовый деготь на шипровой базе и неповторимая свежесть, делающая этот аромат особенно притягательным, сформировали целое направление, которому до сих пор стремятся подражать менее известные бренды.
Aventus Creed
Неслыханная для современного парфюма популярность удачно ознаменовала передачу деятельности в руки представителя следующего поколения знаменитого дома – Эрвина Крида.
Однако слухи о фальсификации истории бренда разгорались все чаще, сомнения усиливала путаница в датах выпуска старейших ароматов бренда, наличие лакун в парфюмерной истории и отсутствие каких-либо документов о деятельности первых парфюмеров Creed.
Поклонников бренда это не смущало, Creed продолжал выпускать качественную продукцию, хотя и не всегда новаторскую. После Aventus парфюмы Creed все чаще представляли собой вариации на тему уже существующих хитов. В определенный момент Creed, сродни некой городской легенде, превратился в псевдоисторический бренд, однако все это оставалось на уровне домыслов.
Поиском фактов занялся журналист Гейб Оппенхайм. Результатом его работы стала книга «Парфюмер-призрак», выпущенная в 2021 году. Среди задач исследования Оппенхайма: выяснить, действительно ли история бренда восходит к 1760 году, являются ли представители рода гениальными парфюмерами, и в чем секрет успеха бренда.
Гейб Оппенхайм, автор исследования «Парфюмер-призрак»
Некоторые факты «Парфюмера-призрака» Оппенхайм раскрыл в интервью для YouTube-канала Mr.Smelly.
В своей книге Оппенхайм рассказывает о том, что представители семьи Крид действительно были связаны с индустрией моды. Отец и дядя Оливера Крида были преуспевающими модельерами. Однако, по словам Оппенхайма, парфюмерная эпопея началась позже, когда Оливер Крид понял, что реализовать собственные амбиции на родительской стезе не сможет. Оливер решил развить сферу, смежную с модой – парфюмерию. Таким образом, парфюмерный дом Creed родился более чем на два столетия позже, чем утверждалось официально.
Оливер Крид тонко чувствовал настроения и потребности клиентов. Он знал, что престиж и аристократический статус бренда, производящего парфюм, потенциальный клиент будет автоматически транслировать и на себя: бренд, который издавна почитали августейшие особы, всегда будет работать на избранных.
Оливер Крид готов был вложить все свои средства в эту идею, но он понимал, что легенда, не подкрепленная действительно уникальным продуктом, не обеспечит компании вечного успеха. Сам Оливер Крид оказался талантливейшим маркетологом, но он не был парфюмером.
Согласно исследованию Оппенхайма, идея Крида состояла в том, чтобы найти даровитого парфюмера, предоставить ему лучшие условия для разработок, и… выпускать конечный продукт – эксклюзивные ароматы – под именем никого иного, как самого Оливера Крида.
Проводя исследование, Оппенхайм лично общался с очевидцами, в том числе и знаменитыми парфюмерами, которых это предложение Оливера Крида, разумеется, оскорбило. По словам Оппенхайма, среди этих парфюмеров были Бернар Эллена, брат Жан-Клода Эллена, и первая жена Пьера Бурдона – Франсуаза.
Оппенхайм приходит к выводу: Оливер Крид, осознав, что ни один состоявшийся парфюмер не согласится отдать собственное детище на подпись другому автору, избирает психологическую тактику. Теперь ему требовалось найти либо непонятого гения, либо перспективного, но юного и малоизвестного парфюмера. Через некоторое время Крид находит обоих.
Пьер Бурдон – химик, один из самых знаменитых парфюмеров современности, ученик Эдмона Рудницка. Его имя на флаконе духов означает бескомпромиссное качество и особый стиль аромата. Однако 1980-е годы были сложным временем в карьере парфюмера.
В некотором роде Бурдон был гением, идущим на шаг впереди. По мнению Оппенхайма, он одним из первых предугадал тенденцию, которой будет жить парфюмерное сообщество следующие тридцать лет. В конце семидесятых Бурдон заинтересовался спецификой чистого и свежего звучания парфюма и находился в перманентном поиске ключа к этому аккорду. Оппенхайм выяснил, что уже в восьмидесятых Бурдон был увлечён нотой ананаса и тем, какие перспективы могут иметь фруктовые компоненты в свежих мужских композициях.
Парфюмер Пьер Бурдон
Результатом его работы стал пронзительно свежий аромат, сегодня известный нам как Cool Water от Davidoff. По мнению Оппенхайма, это было новое слово в парфюмерии, но в тот момент сработала избитая сакраментальная фраза: «общество было к этому не готово». Пьер Бурдон предложил свое детище нескольким парфюмерным домам, но раз за разом проигрывал бриф. Хуже было то, что даже среди некоторых коллег Бурдон встретил неприятие, один из вердиктов – «этот парфюм пахнет зеленой фасолью». Та же участь постигла и следующую работу, Пьер Бурдон создал аромат по заказу Issey Miyake. Бриф бренда как нельзя лучше характеризовал область интересов Бурдона того периода – японской компании требовался аромат, прозрачный и свежий, как чистая вода.
И это было идеальным временем для Крида, чтобы заручиться поддержкой талантливого парфюмера – сегодня Бурдон потерпел неудачу в глазах заказчиков и коллег, но не в глазах Оливера Крида.
В 80-х Бурдон сотрудничает с Кридом, выпуская ароматы под его именем, и получает возможность продолжать свои исследования. В период их сотрудничества выходят многие ароматы, благодаря которым Creed занимает свое место среди самых значимых парфюмерных домов современности. В числе главных хитов и Green Irish Tweed – в его основу легла та самая разработка Бурдона - свежий и влажный тон, непонятый и отвергнутый восьмью парфюмерными компаниями. Позднее Пьер Бурдон доведет этот свежий аккорд до максимума в Cool Water от Davidoff. Примечательно, что некоторые поклонники Cool Water описывают аромат как бюджетный аналог Green Irish Tweed, с той оговоркой, что звучание первого более «химическое», тогда как в парфюме Creed очевидны отборные натуральные компоненты.
Оппенхайм признает, что не в характере Бурдона было мириться с подобной ролью. Кроме того, согласно исследованиям журналиста, Крид не выполнял свою часть договора добросовестно, и вознаграждение за работу Бурдона было неудовлетворительным.
В 2007 году Бурдон прекращает сотрудничество с Creed, и Оливеру Криду требуется новый «призрак». Им становится Жан-Кристоф Эро – ученик Пьера Бурдона. Оппенхайм сообщает, что в этом немалую роль сыграл психологический фактор и определенная уязвимость Эро, что позволило Оливеру Криду склонить его к этому предложению. Незаурядный талант Эро Пьер Бурдон отметил еще в начале их знакомства. Бурдон по собственной инициативе протежировал Жана-Кристофа и, безусловно, видел в нем перспективы.
Парфюмер Жан-Кристоф Эро
Автор «Парфюмера-призрака» считает, что на момент разрыва с Бурдоном Оливеру Криду нужен был новый хит – небывалый маскулинный аромат, свежий и одновременно твердый, имеющий особый стержень. Согласно исследованию, у Крида уже имелась разработка – неповторимый и необъяснимо притягательный аккорд, который формировало сочетание фруктовой свежести и теплоты мускуса. Оппенхайм считает, что в основу этой разработки легли некоторые результаты исследований Пьера Бурдона, а также других парфюмеров, работавших в компании Крида. Эро соглашается создать для Крида аромат на основе этого «секретного мускуса», но решает скрепить ноты парфюма амброксаном. Приблизительно так Гейб Оппенхайм описывает рождение Aventus, прославившего Оливера Крида.
Оппенхайм признает, что даже в конце исследования его не оставляют некоторые вопросы. Не до конца понятно, почему Оливер Крид, продолжая поддерживать легенду о старинном парфюмерном доме, не мог просто признать, что современные ароматы Creed творят достойные парфюмеры, не имеющие прямого отношения к семье? Был ли он настолько жаден до славы или просто опасался, что этот факт сделает образ дома менее романтичным и, следовательно, менее популярным? И почему Жан-Кристоф Эро готов был пожертвовать заслуженной славой?
Открытым вопросом для Оппенхайма остается и то, мог бы существовать Aventus в том виде, каким мы знаем его сегодня, не будь Cool Water Пьера Бурдона отвергнут восемь раз?
Оливер и Эрвин Крид
В 2020 году Оливер продает права на бренд Creed корпорации Blackrock. Оливер и Эрвин Крид оставляют за собой пост директоров компании, но уже не являются владельцами, родовую историю парфюмерного дома, таким образом, можно считать подошедшей к концу.
Несмотря на обнаруженные факты, Гейб Оппенхайм стремится к объективности. Кажется, автор «Парфюмера-призрака» не намерен показать Оливера Крида монстром, идущим по головам ради наживы. Он отдает должное Криду в том, что он предоставлял парфюмерам лучшие условия для исследований. Хотя Оппенхайм и называет Оливера Крида лжецом, почти в равной мере он признает как парфюмерный талант Бурдона и Эро, так и одержимость идеей, прозорливость и самоотдачу Оливера Крида.
Оппенхайм не отрицает заслуги деятелей компании Creed, как старых его представителей, так и новых владельцев. Журналист уверен в том, что его исследование не нанесет ущерба компании и не отвернет от него поклонников. Ведь, несмотря на произведенный книгой переворот, Оливер и Эрвин Крид в официальных источниках остаются авторами парфюмерных творений дома. И «Парфюмер-призрак», в конечном счете, возбудил новую волну интереса к бренду Creed.