В формировании спроса на предметы потребления, в том числе на ароматы, нельзя пренебрегать влиянием личности. Зачем тратить мегасредства на рекламу парфюма, когда достаточно упомянуть, что определенная марка духов посвящена медиаперсоне или о том, что на создание композиции парфюмера вдохновило творчество или жизненный путь великого человека? Многие ароматы прошлого изначально создавались как личные духи для королев, фавориток, знати или разрабатывались самими знаменитостями, и только с течением времени становились достоянием общественности и пользовались высоким спросом.
Сегодня отдельные парфюмерные компании процветают благодаря восстановлению рецептуры и производству таких ароматов, а другие находятся в поиске новых именитых людей, источников вдохновения для разработки и рекламы духов, тем более что открытость современного мира способствует громкому звучанию имен. О самых интересных парфюмерных продуктах, посвященных знаменитостям, расскажет эта статья.
Наверное, первым парфюмерным произведением для известной особы является Венгерская королевская вода (Hungarian Queen Water), произведенная для королевы Венгрии Елизаветы в 1370 году. Современным аналогом этого парфюма считают Hungary Water Eau de Cologne (2013) бренда Crabtree & Evelyn, ароматический специевый одеколон, больше напоминающий тоник на спиртовой основе. Далее можно упомянуть королевский аромат Acqua della Regina, созданный для Екатерины Медичи парфюмерами Флоренции в напоминание о родном городе и восстановленный компанией Santa Maria Novella под названием Acqua di Colonia Santa Maria Novella.
Фаворитка Наполеона Бонапарта Жозефина водила дружбу с хозяином парфюмерной лавки Рансе. В этой лавке для императора был создан аромат Vainqueur («Победитель»), и с непосредственным участием Наполеона – аромат Letizia (1806), посвященный матери, и духи Triomphe. Все три варианта были переизданы в современности представительницей 11-го поколения семьи Рансе Жанной-Сандрой Рансе и Джовани Рансе под названиями, соответственно, Le Vainqueur Rance 1795 (цитрусово-лавандовая элегантность), Laetitia Millesime Rance 1795 (персиковый старт, уход в пряный цветочный букет и смолисто-деревянная база) и Triomphe Rance 1795 (травяно-цветочная мужская пудра).
Парфюмерная лавка Рансе разработала аромат для дочери Наполеона Елены — белоцветочные и невинные духи Helene, которые удостоились перевыпуска в 2010 году; для Жозефины была придумана композиция L’Imperatrice (1805), современный аналог которых носит настроение прогулки по розовому саду. Для племянницы Наполеона 1 императрицы Евгении духи создавал сам Пьер Герлен в виде свежего микса цитрусовых, лаванды и нероли под названием Eau de Cologne Imperiale, и с тех пор флаконы парфюмерного дома Guerlain украшает геральдический знак Наполеона — золотые пчелы.
Посвящали парфюмеры свои произведения и русскому двору. Так, для императрицы Марии Федоровне к юбилею дома Романовых парфюмером Августом Мишелем были разработаны духи "Любимый букет императрицы" (1913), которые позже получили название "Красная Москва". Английский торгово-производственный дом Floris выпустил именной аромат для русского князя Орлова под названием Special № 127, и после смерти князя предлагал благородно оформленные флаконы уважающим стиль джентльменам.
Современные королевские дома отдают предпочтение ароматам отечественных брендов. Лидер королевского двора, за событиями в котором с интересом наблюдает весь мир, королева Великобритании Елизавета II с дней своего бракосочетания до настоящего момента использует разработанные, предположительно, для леди Гамильтон духи White Rose (1800) от Floris, хотя Елизавете с завидной регулярностью посвящают и дарят самые разнообразные композиции.
20-й век — это век мировых войн, развития кинематографа и расширения границ. Знаменитости, о которых хотелось слагать стихи и для которых хотелось разрабатывать ольфакторные композиции, царили на экранах кино и театральных подмостках. Технически и сегодня можно на интернет-развалах найти винтажные духи Mary Garden, на создание которых мастеров парфюмерного дома Rigaud вдохновило творчество выступавшей в Чикаго шотландской по происхождению оперной певицы Мэри Гарден. Своих именных или посвященных им парфюмов удостоились актрисы
Из знаменитых представителей прочих профессий, удостоенных именных парфюмов, стоит отметить Ники де Сен-Фалль, художницу и скульптора, участвующую в проектировании фонтана Стравинского в столице Франции (шипр Niki de Saint Phall, 1982), ювелира и дочь знаменитого художника Палому Пикассо, которая самостоятельно выпустила духи имени себя (аромат Paloma Picasso, 1984). Звезда балета Михаил Барышников также имеет свои духи — цветочный шипр Misha (1989).
Идея выпускать ароматы, используя собственное имя для поднятия продаж духов активно использовалась уже в 20-м веке. Имя актера Алена Делона, который, как известно, "не пьет одеколон", также позволило раскрутить парфюмерную линейку, обеспечивая лояльность, в первую очередь, в среде любителей кино с участием Делона. Безусловным лидером парфюма этой линейки является самый первый аромат с названием Alain Delon Pour Homme (1979), ассоциирующийся со свежим весенним ветром.
Супруга Элвиса Пресли Присцилла выпустила около 10 ароматов.
Быстротечность современной жизни, информационный шторм, окружающий человека, активная смена ежедневных приоритетов приводят к некоторому смещению акцентов производства парфюмерии. Условно знаменитые лица мелькают слишком быстро, их слишком много, а популярность стала вещью нестабильной. Поэтому большинство брендов, которые занимаются именно парфюмерией, не слишком заинтересованы в выпуске духов, посвященных знаменитостям — масштаб не тот. Зато сами звезды могут позволить себе порадовать поклонников "именным" парфюмом. При этом не требуется больших вложений — приятное благоухание, симпатичный флакон, хорошая реклама. Так появился аромат чистоты от Джениффер Лопес (Glow by JLo), серия сладких водичек от Бритни Спирс (Curious, Fantasy, Believe и другие), ароматические фантазии от Леди Гага (например, лаймово-кожаный Eau de Gaga).
Иногда звезды достигают успеха, как, например, Антонио Бандерас, ароматы которого с завидной регулярностью получают награды престижной премии FiFi Awards: тут и свежедревесная композиция Antonio (премия 2007 года), и теплый-пряный-амбровый Spirit for Men (премия 2005 года), и комфортный смородиново-терпкий Seduction in Black (премия 2009 года). Свой аромат выпустил даже действующий президент США Дональд Трамп, правда, еще до принятия поста — в 2004 году.
Конечно, при выпуске ароматов знаменитости обращаются к профессионалам, но вопрос о том, стоит ли приобретать такие духи для коллекции, несут ли они искру высокого искусства, являются ли шедевром, остается открытым. А пока парфюмерные компании ищут вдохновения в прошлом: Грете Гарбо посвящен игристый как шампанское аромат Room Service (2015) от бренда Vilhelm Parfumerie; Наполеону — всем известный Aventus (2010) от Creed, Екатерине Великой — духи Rosa Ekaterina (2017) от Moresque.