«Как можно создавать и продавать аромат, который ничем не пахнет?» «Наверное, подделка: парфюм пахнет… ничем! Совести у этих производителей нет!» «Я поливалась духами с утра до вечера и не чувствовала ровным счетом ничего». Так возмущается люди, которым не посчастливилось распознавать отдельные запахи, даже если другим они кажутся яркими и отчетливыми. Подобное явление даже получило название «слепое ольфакторное пятно». Почему оно возникает и что делать?
Именно эти любители парфюмерии сокрушаются, что ирис пахнет морковкой или пылью, союз табака и ванили всегда воспринимается как вишня, а пачули и вовсе отдают исключительно карандашами. То есть получается, что ирис, табак, пачули и ваниль попадают в слепую зону: в силу своих биологических особенностей человек не в состоянии правильно «считать», определить и почувствовать тот или иной запах. Парфюмы не могут не пахнуть совсем – это и есть то самое «пятно» для тех из нас, кому аромат Cacharel Noa кажется слабой подслащенной водой.
Женский парфюм Cacharel Noa
Почему так получается? Ученым только предстоит разгадать эту занимательную загадку, но уже сейчас называется несколько причин «слепых пятен» парфюмерии. В их числе – гормональный фон (во время критических дней или беременности у женщин кардинально меняется восприятие ароматов), тип кожи – есть поверхность, которая поглощает все яркие ноты, оставляя хозяину или хозяйке летучие, промежуточные ноты, аккорды-фиксаторы.
Те, кто столкнулся с «пятнами», называет одной из причин степень возбужденности нервной системы. Когда мы, что называется, находимся в ресурсе, с восприятием ароматов дело обстоит лучше, чем когда мы пребываем в стрессе или в гневе. Наконец, на считывание и распознавание парфюмов влияет современный недуг COVID-19, который поражает носовые рецепторы и клетки коры головного мозга, а также травмы головы и даже прием некоторых лекарственных препаратов.
Любители парфюмерии делятся своими неудачами в Интернете, утверждая, что существует какой-то компонент (для каждого – свой), который попросту «отключает» обоняние. И композиция, какой бы интересной, красивой и яркой она ни была, совершенно для их носов не слышна. Это чаще всего случается с парфюмами на мускусной основе, с альдегидами, так называемыми «животными нотами» и даже со спиртовой основой духов. Все эти компоненты, условно говоря, звучат настолько громко, что «перебивают» звучание остальных нот.
Еще одна теория связана с особенностями психики. Например, если Вы в детстве или юности услышали неприятный Вам аромат (например, Guerlain Nahema носила бабушка, которая очень строго наказывала, а Nouvelle Etoile Muguet Argente - учительница, постоянно вызывавшая родителей в школу), мозг совершенно точно «вытеснит» его. Что это значит? Нервная система подает команду: «Забыть! Не замечать!» И вот результат – Вы не «слышите» парфюм совсем. Увы, это работает в другую сторону, когда в многоуровневой композиции Вы улавливаете исключительно неприятный компонент. И все, больше ничего из остальных ноток, как мы и упоминали чуть выше.
Духи для женщин Guerlain Nahema
Высказываются даже предположения о том, что в нашем носу находятся рецепторы, упрощенно говоря, определенной формы (shapes theory). Представьте, что в Вашем распоряжении – квадратные и круглые рецепторы, а молекулы любимого запаха – овальные и прямоугольные. Вы уже догадались? Конечно же, овальный ключик не подойдет к квадратному замку, и Вы не «услышите» тот иной аромат - к сожалению.
Но это очень спорный момент, вызывающий довольно много вопросов, – к примеру, о синтетических соединениях, выпущенных на парфюмерный рынок человеком. Допустим, искусственного мускуса в природе не существует, значит, и формы рецепторов в носу под такой мускус природа создать и не могла. Хорошая новость в том, что можно избавиться от «слепых пятен» с помощью постоянных тренировок. Оставьте парфюм, который кажется Вам «водой», до лучших времен – на год, полгода, пару месяцев.
А потом возвращайтесь к нему снова и снова, «разнюхивайте», постоянно поднося флакончик к носу или нанося духи на кожу. Многие люди утверждают, что таким образом они начинают заново знакомиться с запахами и действительно вскоре «считывают» их верно. Разделяя парфюмы на отдельные ноты, узнавая их, мы можем получать более полное представление об аромате. И тогда замысел того или иного парфюмера перестанет быть нас загадкой или неразрешимой проблемой восприятия. Удачных Вам ольфакторных экспериментов и знакомств!