Ароматические композиции предлагаются парфюмерными компаниями в различных форматах. Привычные нашему уху варианты — духи, парфюмерная вода, туалетная вода и одеколон, или, иначе, Parfum, Extrait, Eau de Parfum (EdP), Eau de Toilette (EdT), Eau de Cologne (EdC) – предлагаются как известными российскими брендами, так и иностранными производителями по всему миру. Как правило, для обывателя под этими названиями скрываются различные концентрации парфюмерных продуктов.
На рынке периодами мы можем встретить парфюмерные продукты других наименований, которые не вписываются в предлагаемую выше классификацию. Из нового это — дымки, мисты и спреи, то есть парфюмерные изделия, которые не только придают коже, телу и волосам аромат, но могут оказывать уходовое и защитное действие. Еще одним «загадочным» продуктом для обывателя, не полностью погруженного в парфюмерную тему, является душистая вода. Что такое душистая вода в общей теории парфюмерии, чем отличается душистая вода от туалетной воды и других видов ароматической продукции, Вам расскажет эта статья.
Термин "душистая вода" Вы вряд ли встретите в определениях зарубежной парфюмерии. Это название касается концентраций ароматических веществ в композиции, но оно имеет хождение только в Российской федерации и ряде стран, расположенных на территории бывшего СССР. Дело в том, что для мировых производителей парфюмерии основополагающими регламентами производства ароматов являются те, что разработаны Международной ассоциации парфюмерии (IFRA). Там понятие «душистая вода» не применяется.
В России, Беларуси, Казахстане, Киргизии, Молдове и Таджикистане действует другой стандарт. Согласно ГОСТ 31678-2012 "Продукция парфюмерная жидкая. Общие технические условия. " все парфюмерные жидкости, выпускаемые компаниями и предлагаемые потребителем, делятся на следующие категории:
Если абстрагироваться от того, что по данному ГОСТ выделяются целых три группы духов, и от того, что основные характеристики ароматов различных видов по международному ГОСТ 31678-2012 и требованиям IFRA отличаются, то из этого документа можно выделить четкие признаки той "многокомпонентной смеси душистых веществ", что называют "душистой водой" или "ароматической водой".
Начнем с главного — с концентрации ароматических веществ. Массовая доля пахучих веществ в процентах от общей массы в душистой воде составляет не менее 1, 0, в то время как в парфюмерной воде эта цифра составляет 10%, а в туалетной 4%. Величина в 1 массовый процент очень невелика — и во многом это определяет стойкость аромата. По международному ГОСТ стойкость парфюмерной воды составляет 50 часов, туалетной — 40 часов, а в отношении душистой воды в таблице стоит прочерк. Это означает одно — продукт обладает определенной композицией, но пользователь слышит ее только в момент применения. То есть средство играет гигиеническую роль и функцию кратковременного освежителя.
Еще одной характеристикой современных парфюмерных средств, за исключением масляной парфюмерии, является содержание спирта. Согласно НТПА в душистой воде оно составляет не менее 20 объемных процентов. Для примера, даже в одеколоне спирта в несущем растворе содержится не менее 65 %. Таким образом, даже по этому показателю душистая вода не выдвигается в лидеры. Хорошо ли это или плохо? Скажем так – по некоторым требованиям, ароматическая продукция для детей требует самого ничтожного содержания спирта. Именно поэтому для мальчиков и девочек многие компании предлагают именно ароматическую воду.
Собственно, ответ Вы могли найти в предыдущих строках. В туалетной воде при 75 объемных процентах спирта, обеспечивающего высокую летучесть и дезинфекцию, массовая доля ароматических компонентов составляет не менее 4%, что позволяет аромату быть слышимым не менее 40 часов (при установленных ГОСТ параметрах). Душистая вода - это действительно вода с 20 и менее % спирта и 1 массовым процентом душистых нот, и Гост не устанавливает длительность ее звучания, то есть она может стать невидимой сразу же после высыхания.
Исходя из этих различий возникает и дифференциация в применении средств: одно используется как имиджевая составляющая, а второе — в качестве гигиенического освежителя: средства для увлажнения и обтирания кожи, заменителя мыла и лосьонов. При качественном исполнении каждое из средств найдет применение — скажем же спасибо производителям за возможность их использования в зависимости от ситуации.