Этот непростой вопрос волнует многих поклонников парфюмерии, мнение которых об одном и том же аромате может быть совершенно разным. Есть ли какие-то критерии или конкретные ноты, ассоциирующиеся с дешевым или дорогим звучанием парфюма? Давайте разбираться в этой статье.
На наш взгляд, понятие «дорогое»/«дешевое» звучание каждый определяет для себя сам. Например, для человека, делающего первые шаги в освоении парфюмерии, дорого могут звучать любые цветочно-фруктовые ароматы, тогда как люди с натренированными носами, имеющие богатый ольфакторный опыт, считают такие композиции недостойными внимания и называют «компотом». Возможно, определение «дорогой» парфюм возникает тогда, когда человек не может словами описать свое восхищение ароматом и вызываемые им чувства? Может быть, корректнее было бы назвать аромат элегантным, утонченным или уникальным?
Что такое парфюмы с «дорогим» и «дешевым» звучанием
Нам кажется, что «дорого» звучат сложные, ладно скроенные композиции с постепенным, интересным раскрытием, играющие разными гранями при различных температурах. В них есть красивые верха, объемная база и медленное угасание. Благодаря качеству сборки, такими ароматами наслаждаешься не час-два, а четыре и даже восемь. Они рассказывают свою ольфакторную историю с завязкой, развитием сюжета, развязкой и эпилогом. Это настоящие произведения искусства, они достойны того, чтобы храниться в музее Осмотека. Сюда же можно отнести парфюмы с редкими или не часто встречающимися нотами.
Дорого — это качественные натуральные масла, дешево — максимум химии и подавляющие верхние ноты. В дешевых ароматах много сладости, они похожи на прозрачные леденцы: красивые снаружи и пустые внутри. Дорогой аромат подобен цветку: он раскроется, и Вы сможете насладиться его цветом, объемом и плотностью. Дорогое или дешевое звучание не зависит от цены парфюма, так могут звучать духи и из масс-маркета, и люкса, и ниши — независимо от стоимости ингредиентов, упаковки или статусности бренда. В любом случае, это субъективные суждения и слишком расплывчатые понятия, ограничивающие, а не расширяющие наши парфюмерные горизонты. Вы согласны?
Старший парфюмер Firmenich Франк Фелькл, создавший Kilian Roses on Ice и Le Labo Santal 33, считает, что дешевыми чаще всего называют кричащие, вызывающие и резкие ароматы, то есть низкого качества. С другой стороны, популярные последние несколько лет гурманские духи в будущем тоже могут получить статус «дешевых», если на тот момент уже выйдут из моды. Существует миф, что все синтетическое — это плохо и дешево, а натуральное — хорошо, качественно и дорого. На самом деле, смесь искусственных молекул с натуральными ингредиентами может восприниматься как более дорогая, чем плохо собранная композиция лишь из натуральных компонентов без использования синтетики.
Старший парфюмер Франк Фелькл из Firmenich
Пьер-Константин Герос, парфюмер Symrise и автор духов Carolina Herrera Oud Couture, Six Scents Venetian Belladonna, связывает «дешевое» звучание парфюма с сырьем, которое используется не только в изысканных композициях, но и в других категориях продукта. Например, нотки лимона удешевляют самые прекрасные ароматы, потому что лимонная отдушка очень популярна в стиральных порошках, средствах для мытья и прочих продуктах. Так же мята и сосна. Еще одна причина, почему парфюм называют дешевым — это стоимость формулы. Парфюмер не всегда может использовать драгоценное сырье, и вот тут нужно быть очень осторожным, чтобы не добавить, скажем, слишком много бензилацетата (вещество со свежим, фруктовым запахом жасмина, также похоже на банан) или дигидромирценола (свежий, сладко-цитрусовый запах), что сразу удешевит композицию. Но есть и высококачественное сырье — объемный амброксан, сложный уд или натуральный сандал, их невозможно заменить другими компонентами и они всегда сделают аромат уникальной, «редкой» драгоценностью.
Парфюмер Пьер-Константин Герос из Symrise
Парфюмер Firmenich Дора Багриш-Арно, создавшая изысканные L Artisan Parfumeur Caligna и Gloria Vanderbilt Minuit a New York, уверенно называет «дешевыми» ароматы, в которых отсутствует идея или ольфакторное сообщение. Задача парфюмера — спровоцировать эмоции, и когда он добивается этого, качество парфюма всегда на высоте. По мнению Доры, ароматы с дешевым звучанием не вызывают положительных эмоций, они слишком банальны.
Парфюмер Дора Багриш-Арно из Firmenich
А что для Вас значат парфюмы с «дорогим» или «дешевым» звучанием? Пишите в комментариях.