Да, миром по-прежнему правят мужчины. Но все больше женщин борются за равные права и возможности, выступают против различных видов дискриминации и доказывают на деле, что могут не хуже, а порой и лучше мужчин справляться с любыми задачами. Причем в любой сфере, в том числе, и в парфюмерной.
В двадцатом веке женщин-парфюмеров можно было пересчитать по пальцам, ведь эта профессия долгое время считалась исключительно мужской привилегией. Женщин туда сознательно не пускали, однако их сила, талант и упорство постепенно изменили ситуацию. И сегодня мы можем с упоением наслаждаться ароматными шедеврами, созданными женщинами-парфюмерами.
Калис Беккер было всего 22 года, когда она решила войти в мир парфюмерии. Девушка рассказала знакомому менеджеру из смежной косметической отрасли о своем врожденном остром обонянии, о парфюмерном сырье и используемых методах извлечения. Каково же было ее удивление, когда она услышала отрезвляющий ответ: «Во-первых, вы женщина, не связанная с индустрией, во-вторых, вы слишком милая, чтобы добиться успеха». Уязвленная Беккер и не подумала сдаваться. Конечно, первое условие девушка не могла изменить, но она точно знала, что духи — это инструмент самовыражения, и притворяться кем-то другим, чтобы передать личное видение аромата, было не в ее характере.
Парфюмер Калис Беккер
С того разговора в 1986 году многое изменилось. Сейчас Калис Беккер возглавляет парфюмерную школу Givaudan в Грассе и обучает профессии юные таланты, попутно создавая ароматы для брендов. Она является автором знаменитых Christian Dior J’Adore, Pierre Balmain Vent Vert, Tommy Girl Tommy Hilfiger, более двадцати композиций By Kilian и еще множества других. Впервые в истории женщины занимают ведущие места в парфюмерной индустрии. Но мнение о том, что парфюмер — это мужская профессия, по-прежнему сохраняется, пусть и на бессознательном уровне. Женщины рассматриваются как потребители ароматов, в то время как мужчины — творцы соблазнительных композиций.
С конца 19-го и до конца 20-го века имя парфюмера, создавшего аромат, оставалось скрытым от потребителя, которого больше интересовал бренд, выпустивший духи, а не сделавший их человек. Признание авторства в парфюмерии — относительно новая концепция, вызванная растущим интересом журналистов и редакторов к ремеслу и восприятием аромата, как богатого источника информации. По словам парфюмера компании Firmenich Натали Лорсон, в прессе все чаще освещаются источники вдохновения мастеров и творческие процессы. Тем не менее, на страницах журналов непропорционально большое количество занимают публикации о мужчинах-парфюмерах, тогда как большая часть работников парфюмерных компаний — женщины. Подобная ситуация является предсказуемым результатом системы, которая длительное время препятствовала и даже отказывала в доступе женщинам.
Потомственная парфюмер Патрисия де Николай
О неприступности парфюмерной индустрии не понаслышке знает Патрисия де Николай, владелица собственного нишевого бренда Parfums de Nicolai. Патрисия из хорошо известной во всем мире семьи потомственных парфюмеров, которая никогда не сможет работать в семейном бизнесе, потому что она — женщина. Патрисия де Николай приходится правнучкой Пьеру Герлену и изучать ремесло начала еще в 1980-годах. Однако в Guerlain не захотели вкладывать деньги в женщину из-за того, что она может выйти замуж, завести детей и, возможно, уйти из профессии. Патрисия де Николай действительно вышла замуж, родила четверых детей, с помощью мужа основала собственный парфюмерный дом и сегодня выпускает не менее знаменитые ароматы, чем ее предки.
«Мне сказали, что я никогда не добьюсь успеха в парфюмерии, потому что я женщина», — рассказывает Анн Флипо, вице-президент-парфюмер International Flavors & Fragrances (IFF), которая выросла в Пикардии (Франция) и теперь создает бестселлеры для брендов Lancome, Jo Malone London, Chloe и L'Artisan Parfumeur. Чтобы обойти мужскую предвзятость, Анн в начале своей парфюмерной карьеры, как и многие женщины-парфюмеры, решила работать в американской компании. Косметические компании Estee Lauder и Elizabeth Arden под управлением американок приглашали к сотрудничеству женщин-парфюмеров. Эсте Лаудер была сосредоточена на предоставлении равных возможностей и высоко ценила женскую точку зрения.
Эсте Лаудер, основательница компании Estee Lauder
Однако женщины-парфюмеры, которые начинали работать в других американских компаниях, сталкивались со многими препятствиями. Например, Мэнди Афтель из нишевого бренда Aftelier Perfumes попросту уволили за то, что она использовала только натуральные эссенции и никто не понимал, чего она хочет этим добиться. После увольнения Афтель продолжила двигаться вперед, не меняя своего личного видения по поводу натуральных ароматов. И сегодня ее творения получили признание во всем мире и завоевали отраслевые награды. Кроме того, Мэнди Афтель обучает начинающих парфюмеров и недавно открыла в Беркли (Калифорния) музей, посвященный парфюмерии.
Пожалуй, самой известной женщиной, переопределившей индустрию, стала Кристин Нажель, которая заняла пост главного парфюмера Hermes. Она родилась в Швейцарии и получила образование в области органической химии. Ей явно не хватало семейных связей в парфюмерной индустрии, чтобы поступить в школу на обучение к мастеру-парфюмеру. Кристин пришлось идти другим путем, используя свой высокотехнологичный опыт для составления ароматов на молекулярном уровне. Ее парфюмерные композиции одновременно точно настроены и глубоко выразительны.
Парфюмер Кристин Нажель
Кристин Нажель пришла в парфюмерную отрасль без формального обучения, но есть надежда, что этот путь не придется проходить другим молодым парфюмерам. В наши дни парфюмерные школы стали принимать студентов с учетом потенциала, а не родственных связей. И пол обучающегося теперь не является сдерживающим фактором. Большую часть поступающих в парфюмерные школы составляют именно женщины.
И это прекрасно. Пусть в парфюмерном мире будет равноправие. Ведь совсем не важно, кто сделал духи: мужчина или женщина.