Аттары — традиционная парфюмерия стран Ближнего Востока и Индии, а также Бангладеш и Пакистана. Ее происхождение уходит корнями в далекое прошлое, но многие мастера до сих пор хранят секреты производства натуральных составов.
Слово «аттар» в переводе с арабского«attar», «ittar» или «othr» означает «запах», «аромат». Есть версия, что слово произошло от персидского «atr» — «аромат». Аттары использовались в восточном мире в течение тысячелетий, например, в Индии они известны более 60 000 лет. Это полностью натуральные духи высокой концентрации, сегодня они предлагаются в небольшом объеме в красивых декоративных флакончиках или графинчиках.
Что такое аттар?
Эфирные масла получают способом дистилляции растительного сырья: цветов, трав, специй или коры деревьев, а затем настаивают на сандаловой основе. Время выдержки ароматов может длиться от одного года до десяти лет в зависимости от используемых растительных ингредиентов и желаемого результата. Истинные аттары не содержат в себе алкоголя или химических веществ, они настолько концентрированы, что маленького флакончика хватит на несколько недель, а то и месяцев. В восточных странах по сей день сохранилась традиция дарить духи своим гостям во время отъезда.
История восточной парфюмерии почти так же стара, как и сама цивилизация. Археологические раскопки подтверждают, что древние жители долины Инд имели глубокие познания в ботанике и широко использовали ароматические смеси и масла для ритуалов и подношений. Самые ранние упоминания о парфюмерии в санскритской литературе можно найти в энциклопедии 6-го века «Брихат Самхита», написанной астрономом и эрудитом Варахамихирой (505-587 гг. До н. Э. ), который жил в Удджайне индийского штата Мадхья-Прадеш. Варахамихира в 37-ми стихах привел рецепты «смешивания» парфюмов, порошков для ванн, ладана и талька.
Секреты производства аттаров передаются из поколения в поколение много тысяч лет
В Древней Индии аттары готовили, помещая цветы и растения в растительное масло или воду. Постепенно под палящим солнцем душистое сырье отдавало свой запах, наполняя масло или воду тонким ароматом. Эти масла затем использовались в качестве духов или для богослужений. Самое первое упоминание о дистилляции эфирного масла было найдено в аюрведическом трактате «Чарака-самхита» (700 г до н. Э. ). Историк Джеймс МакХью в своей книге «Сандаловое дерево и Падаль: Запах в Индийской Религии и Культуре» писал: «Продуманное использование ароматических веществ было главной чертой религиозных, королевских и эротических практик».
Индуистский бог Кама
Согласно санскритским текстам, хорошие духи «должны походить на хорошо управляемое королевство с правильным балансом союзников (мягкие материалы), нейтралов и врагов (острые материалы)». Древние люди считали, что умелое использование парфюмерии приводило в восторг богов, умиротворяло императоров и возбуждало любовников. Недаром индуистский бог любви Кама вооружен луком из сахарного тростника и стрелой в виде душистого цветка, а его любимый дротик украшен цветком манго.
Есть много источников, указывающих на то, что парфюмерия и эфирные масла делали жизнь во времена Великих Моголов намного приятнее. Большинство правителей и их жены любили ароматы, они использовали эфирные масла для ароматизации кожи, волос и одежды. Придворный историк и визирь Шейх Абу-ль-Фадль ибн Мубарак Аллами вел регулярную хронику использования императором Акбаром (1542-1605 гг. ) ароматических палочек (бахура) и душистых масел. Но все же, первым покровителем парфюмерии считается император Джахангир, потому что его жена Нур-Джахан открыла эфирное масло розы, которое образовалось после купания императрицы в ванне с лепестками. Существует и другое мнение, что это открытие принадлежит ее матери Асмат Бегум.
Нур-Джахан, жена императора Джахангира, открыла эфирное масло розы
Вскоре люди начали экспериментировать с природными ароматами, что привело к развитию производства различных масел. Правитель Гази-уд-Дин Хайдар Шах (1769-1827 гг. ) велел изготовить в своей спальне фонтаны из аттаров, которые при постоянном функционировании создавали романтическую и ароматную атмосферу. Аттары часто упоминались в романтических произведениях той эпохи. Среди их почитателей были и великие поэты, такие как Мирза Асадулла-хан Галиб. Даже после падения династии Великих Моголов в 18 веке искусство создания аттаров продолжало развиваться и совершенствоваться.
Индия до наших дней остается центром производства аттаров, а город Каннаудж на берегу Ганга в штате Уттар-Прадеш стал парфюмерной столицей. Каннаудж известен своими натуральными маслами еще с 7 века н. Э. В древних текстах земли вокруг города на берегу реки описываются как идеальное место для выращивания нежных душистых цветов, используемых для получения эфирных масел. Сегодня более 30% жителей Каннауджа прямо или косвенно связаны с производством эфирного масла, парфюмерии, благовоний, розовой воды и гульканда (десерта из лепестков роз и сахара).
Сбор цветков жасмина в Каннаудже
Изготовление аттаров — традиционно семейное производство, распложенное рядом с плантациями, поскольку цветы требуют скорейшей переработки после сбора. Оборудование и используемые материалы остаются почти неизменными на протяжении многих веков, а производственные секреты передаются из поколения в поколение. К сожалению, в последнее время наблюдается массовое увеличение синтетических «эфирных масел», которые намного дешевле в производстве, и большинство обычных людей не в состоянии заметить разницу между натуральным и искусственным продуктом. Из-за этого и еще других факторов производство эфирных масел в Каннаудже стало умирающим ремеслом.
Как мы уже писали выше, аттары — это смесь одного или нескольких видов эфирных масел, полученных дистилляцией и растворенных в сандаловом масле. Формула аттара составляется из пропорций используемого сырья, поэтому его производство требует большого мастерства и соблюдения технологий, иначе конечный продукт будет отличаться запахом, стойкостью и стабильностью аромата. Именно поэтому аттары с одним названием, но от разных производителей имеют свой уникальный аромат.
Аттары из одного вида цветка:
• Gulab — из дамасской розы;
• Kewra — из пандана ароматнейшего;
• Motia — из жасмина самбак;
• Gulhina — из левсонии неколючей, или хны;
• Chameli — из жасмина крупноцветного;
• Kadam — из кадамбы.
Аттары из цветов, листьев и стеблей, трав, специй, хинного дерева:
• Shamama;
• Shamam-tul-Amber;
• Musk Amber;
• Musk Hina.
Аттары из высушенных черепков глины, обладают запахом влажной земли:
• Mitti.
Производство аттара Mitti из высушенных черепков глины
Настоящие индийские парфюмеры подбирают аттары по типу темперамента и состоянию здоровья человека, а также учитывают погоду и время года. Например, для лета используются «прохладные» аттары — Gulab, Motia, Kewra, благодаря их охлаждающему эффекту. Зимой предпочтительны «теплые» аттары — Shamama, Shamam-tul-Amber, Musk Amber, так как считается, что они повышают температуру тела. Аттары рекомендуется наносить на внутреннюю часть запястья и за мочкой уха. Как только масло впитается, Вы почувствуете его волшебный аромат. У аттаров нет сроков хранения, наоборот, с возрастом некоторые масла становятся более насыщенными и ароматными.
Аттары с маслом уда
Арабская парфюмерия на масляной основе обладает любопытным свойством: пока человек остается неподвижен, аромат плавно угасает, но стоит сделать несколько движений, как аромат начинает звучать с новой силой.
Есть мнение, что в наступившем десятилетии популярность аттаров значительно возрастет за счет таких факторов, как переход людей на органическую косметику, экологичность, долговечность и перенасыщенность современной парфюмерной промышленности. Ну, а почему бы и нет?