Советские женщины не были избалованы разнообразием парфюмерной продукции, которую, к тому же, частенько приходилось покупать «из-под полы». Но это не помешало некоторым духам СССР приобрести огромную известность и навсегда остаться в нашей памяти, вызывая сегодня ностальгию по забытым ароматам целой эпохи.
В первую субботу сентября Москва будет отмечать День города в 872-ой раз, поэтому, пожалуй, начнем свой обзор с аромата, посвященного нашей столице. Духи, одеколон, пудра и крем «Огни Москвы» были выпущены в начале 1950-х годов фабрикой «Новая заря» и посвящались теме ночного освещения. После разрушительной войны пришлось заново восстанавливать разрушенные электростанции, чинить уличные фонари: иллюминация Москвы и Кремля стала важным событием в борьбе с разрухой.
Флакон аромата «Огни Москвы», 1960-ые годы
Автором аромата «Огни Москвы» был А.В. Погудкин, ученик француза Августа Мишеля, оставшегося работать в СССР после Революции. Легкая, прохладная композиция включала в себя целый водоворот цветов: жасмин, гвоздику, розу, ирис, белые цветы и альдегиды с легкой фруктовой нотой на пудрово-животной подложке. Изначально «Огни Москвы» разливались во флаконы глубокого кобальтового оттенка, которые к 1970-ым поменяли цвет на банальный синий. Букет аромата тоже изменился, формулу упростили, что отразилось на качестве духов. Исчезла изображенная на этикетках и роскошных коробках Спасская башня, а вместо нее появились абстрактные звезды.
В советской парфюмерии тема патриотизма возникала с завидной регулярностью, духи и одеколон «Кремль», шедшие также на экспорт — яркое тому доказательство. Фигурный флакон аромата повторяет очертания Водовзводной башни московского Кремля. Ароматы «Кремль» выпускались с 1930-х до 1990-х годов сначала в матовых флаконах с притертой пробкой, которую в 1960-х заменили на завинчивающуюся пластмассовую, а с 1980-х — в прозрачных. Кроме того, в начале 1990-х годов флаконы снабдили спреем. Фабрика «Новая заря» презентовала их в 1947 году к 800-летнему юбилею Москвы.
Ароматы «Кремль» из каталога фабрики «Новая заря», 1970-ые годы
Композицию составил Август Мишель, и она включала, по воспоминаниям С.А. Войткевича, двадцать одно эфирное масло, в том числе бергамотовое, мандариновое, лимонное, лавандовое, розовое, пачулевое, душистое иланг-иланговое и другие. В своей книге «Парфюмерия и косметика» Р.А. Фридман характеризует аромат как «богатый, тонкий, теплый, промежуточный между цветочным запахом и «Шипром». Парфюм похож на солнечное утро с витающими в воздухе запахами спелых яблок и летних роз, свежими росами на зеленой траве и торжественно плывущими облаками над Кремлем — излюбленным местом прогулок москвичей до Революции.
В послевоенные годы в Советском Союзе все зачитывались уральскими сказами Павла Петровича Бажова, нашедшими отражение во многих видах художественного творчества: от кинематографа и книжной графики до декоративно-прикладного искусства и парфюмерии. Композитор Сергей Сергеевич Прокофьев вдохновился «Сказом о каменном цветке» и сочинил одноименный балет в четырех актах.
Сцена из балета С.С. Прокофьева "Каменный цветок"
В 1955 году на тему уральских самоцветов «Новая заря» выпустила духи «Каменный цветок» в оригинальном оформлении.
Малахитовый цвет замысловатого футляра с орнаментом ярко контрастировал с золотой как жар внутренней частью, создавая потрясающий эффект. Дизайном футляра занимался талантливый оформитель фабрики В.Ф. Денисов. Композицию «Каменного цветка» составили В.А. Грибанова и П.В. Иванов, воспользовавшись изобретением специалистов ВНИИСНДВ, которые освоили выпуск синтетического мускуса.
Аромат «Каменный цветок» в футляре В.Ф. Денисова
Аромат Хозяйки Медной горы получился густой, яркий, терпкий, скорее пряный, чем цветочный. В пирамиде присутствуют берга��от, бархатцы, тимьян, шалфей, сандал, ирис, мускус, кожа, деготь и дубовый мох. В 1958 году новозаринский «Каменный цветок» стал обладателем Гран-при на промышленной выставке в Брюсселе.
В этом году духи «Красный мак» производства парфюмерной фабрики «Новая заря» отпразднуют свое 92-летие. Выпущены они были к десятилетию Октябрьской революции и были как раз под стать промозглой погодя ноября. Сладкие, теплые, согревающие, бодрящие, пахнущие восточными бальзамами и сластями с ванилью и пряностями. Главный парфюмер фабрики Давид Грабер при создании композиции вдохновлялся образом нежной китаянки Тао Хоа, главной героини балета Рейнгольда Глиэра «Красный мак», страстно полюбившей капитана советского судна.
Сцена из балета Рейнгольда Глиэра «Красный мак»
СССР старался распространить свое влияние на восток и чем мог поддерживал коммунистическую партию Китая. Этой стране был посвящен и репертуарный балет «Красный мак», воспевающий главный китайский цветок — мак. Позднее балет был переименован в «Красный цветок», поскольку мак после опиумных войн в Китае был под запретом.
Духи «Красный мак» от фабрики «Новая заря», поздний выпуск
В самой пирамиде духов нота мака присутствует, но ей аккомпанируют медовый персик, красные апельсины, ваниль, восточные пряности, ветивер, амбра, воск, дерево и бензоин. Флакон с начала выпуска и до 1990-х годов почти не менялся, только рельефные цветы по низу тулова сначала делались гравировкой с матовым травлением, а позже штамповались при отливке. Изначально горлышко закрывалось стоппером и сверху — матовым колпачком с орнаментом, затем стали использовать притертую пробку с вытянутым многоугольником. Коробки «Красного мака» украшались яркой кисточкой с шелковыми нитями алого и желтого цветов. К сожалению, коробки были очень хрупкими и лишь немногие сохранились до наших дней. Помимо духов «Новая заря» выпускала одеколон «Красный мак», менее пряный и сладкий.
Продолжение следует…