Наверное, нет такого парфюмерного бренда, для которого бы Серж Мансо не создавал одежду для их ароматов. Гениальный мастер покинул этот мир в феврале 2019 года, оставив после себя прекрасные скульптурные творения и около 300 (в некоторых источниках называют 650) флаконов духов.
Он был сценографом, скульптором, художником и дизайнером. При первом взгляде на него невозможно было догадаться, что это провокатор и свободный поэт современности с твердым характером, который, тем не менее, скрывал свою робость. Несмотря на перипетии судьбы, он всегда оставался оптимистом и с энтузиазмом занимался своим творчеством. Высокий, с длинными седыми волосами, в черной одежде и с красивыми руками, которые знали, как придать фигуре форму, сделать набросок, создать необыкновенный флакон, а также как обработать любой материал: стекло или дерево, металл или камень.
Серж Мансо в своей мастерской
Он не представлял своей жизни без сигары в одной руке и карандаша в другой: имея тысячу идей в минуту, дизайнер никогда не переставал творить. Вечный ребенок в душе, Мансо наслаждался прекрасным и с любовью делился им, особенно со своей женой и музой Эстель. Мастер искренне не понимал, почему красота должна доставаться только престижным брендам. Он с одинаковым азартом и рвением создавал флаконы и для одеколонов, и для парфюмерии масс-маркета, и для ароматов знаменитых домов.
Дизайнер Серж Мансо и его флаконы
К 2012 году, когда Fragrance Foundation France отмечала 20-летие, премии FIFI были удостоены пять парфюмов, флаконы для которых придумал Серж Мансо: Rochas Tocade (в 1995-м), Dior Dolce Vita (в 1996-м), духи Givenchy Organza (в 1997-м), Givenchy Pi (в 1999-м), Kenzo Flower By Kenzo (в 2001-м).
Серж Мансо родился в 1930 году и прожил без малого 90 лет. Его детство нельзя назвать счастливым: семья постоянно переезжала, и матери просто некогда было заниматься сыном. Напротив, она часто корила ребенка и ставила в ему пример несуществующих братьев и сестер: «Твоя старшая сестра никогда бы так не сделала…». Отдушиной для Сержа было общение с дядей, любителем путешествий и заядлым рассказчиком, поощрявшим фантазию и творческие стремления племянника. Именно дядя привил мальчику любовь к природе и свободомыслию.
Стеклянные медведи Daum авторства Сержа Мансо
Занимаясь рисованием и лепкой, Серж забывал о холодности матери. «Вся моя маленькая жизнь помещалась в одном чемодане. У меня не было ни плюшевого мишки, ни игрушечных солдатиков. Игрушки я мастерил себе сам», — вспоминал художник. Может быть, поэтому он до последних дней придумывал дизайн мишек для парижского стекольного ателье Daum. «Сколько вечеров проводит ребёнок в обнимку со своим плюшевым мишкой? Сколько потаённых секретов он открывает своему самому терпеливому и близкому другу? — единственному, у кого есть ответы на все вопросы», — так считал дизайнер.
Страсть к театру в юном возрасте привела Сержа в студию французского актера-мима Марселя Марсо, который открыл для него выразительный мир жестов. Искусство пантомимы помогло юноше в поиске дизайнерских решений для своих проектов. «Сходство процесса театральной постановки с процессом построения дизайна парфюмерного флакона поражает. По сути, флаконы — это своего рода актеры, которые способны сыграть уникальную историю аромата… а дизайнер — это режиссер пьесы, «текстом» которой являются духи», — говорил Мансо.
Автопортрет Сержа Мансо
Начав как сценограф в театре Charles Dullin, художник вскоре стал декоратором интерьеров и витрин магазинов Элены Рубинштейн. Там же он и создал в 1960 году свой первый флакон. Однажды дизайнер раскритиковал сделанный для Элены флакон духов Skin Dew, и тут же получил предложение придумать лучший вариант. Вызов был принят, и духи Рубинштейн в новом флаконе достигли большого успеха… Затем были флаконы для Lancome Climat и Guy Laroche Fiji.
Парфюмерные флаконы Мансо являются настоящим произведением искусства. Мастер часто искал вдохновения в природе, только она, по его мнению, давала неограниченные возможности для творчества. Он хотел удивлять, производить впечатление, и это у него получалось. Казалось, дизайнер знал все секреты стекла, воспроизводя на нем жилки листа или форму насекомого, полированный эффект гальки или узор морской раковины. Он частенько являлся на стекольную фабрику Saint Gobain Desjonquieres, заставляя специалистов расширять технические возможности.
Флакон для аромата Kenzo Sa Sent Beau
Среди клиентов Мансо множество известных брендов: Rochas, Guerlain, Caron, Givenchy, Hermes, Dior, Escada, Azzaro, Narciso Rodriguez, Cerruti, Giorgio Armani, Estee Lauder. Работы Мансо поражают многогранностью: они могут быть строгими и лаконичными, уникальными и эклектичными. Флакон Kenzo Ca Sent Beau появился случайно во время визита Кендзо Такада в мастерскую дизайнера. «Среди заготовок и материалов, Кендзо нашел камешек, на который Мансо тут же с помощью жевательной резинки прикрепил пластиковые цветы», — вспоминает Пьер Брок, президент парфюмерной продукции Kenzo.
Три разных флакона для аромата Kenzo Flower By Kenzo
Мансо же создал изогнутые флаконы Kenzo Flower By Kenzo, напоминающие стебель бамбука, с красным маком внутри. Причем цветок во флаконах разного объема имеет свой возраст: в первом он распускается, во втором пышно цветет, а в третьем увядает. На создание флакона для Jean Louis Scherrer 2 Сержа вдохновило одно из высотных зданий в Далласе. Дизайн невероятного флакона для Montana Parfum de Peau возник в голове художника, когда тот любовался в музее композицией из штопора, шурупов и лестницы. Идея флакона для Rochas Tocade с разноцветными крышечками для разного объема появилась благодаря удивительному мастерству венецианских стеклодувов.
Флаконы для Rochas Tocade
В 1996 году Серж удивил мир парфюмерии двумя прекрасными проектами: создал светящийся, переливающийся гранями, шар для Christian Dior Dolce Vita и утонченный женский силуэт в тончайшем платье из органзы и в шляпе для Givenchy Organza. Сержу Мансо также принадлежит авторство флаконов для парфюмов Givenchy Ange Ou Demon, Guerlain Insolence, Givenchy Amarige, Givenchy Play, Hermes Eau Des Merveilles, Azzaro Oh La La, Valentino Vendetta и еще многих других.
В двухтысячных годах признанный гений открыл галерею Segeste, где выставил свои скульптуры, и выпустил каталог Les Formes du Vide со своими парфюмерными и скульптурными работами.
Внутри дома Сержа Мансо
Последние годы жизни Серж Мансо жил в доме, напоминающем огромный чемодан, в котором статуи и картины располагались рядом с книгами и колбами, в бесчисленных шкафах бережно хранились «сокровища» вечного ребенка — слитки янтаря, цитрусовая цедра, кора деревьев и листья растений, бисер, ракушки. Ироничный и капризный Серж Мансо всегда руководствовался формулой Сервентеса: «Следуя по жизненному пути, всегда держите свою руку в руке ребенка, которым вы были».