Рене Лалик, знаменитый ювелир и стеклодел, еще при жизни стал одним из величайших мастеров своего времени. Его уникальный и узнаваемый стиль послужил развитию направлений модерн и ар-нуво. Он был революционером, не побоявшимся вписать свое имя в историю.
Лалик творил в двух эпохах, его жизнь охватывала период от Гражданской до Второй мировой войны. В 1900 году он уже был признанным ювелиром, художником-дизайнером, а в 1925 году — самым известным производителем стекла в мире. Он не считал свои творения предназначенными для избранных и богатых, он первым принес стеклянные изделия в дома обычных людей. Лалик писал: «Народ — резервуар искусства. И поэтому надо приобщать его к искусству, вместо того, чтобы кормить ужасами, которые его развращают. Необходимо создавать доступные вещи, которые могут воспитать его вкус, популяризировать понятие эстетики».
Знаменитые флаконы от Рене Лалика
Может быть, поэтому он пренебрегал иерархией материалов и смело совмещал несовместимое: драгоценные и поделочные камни, слоновую кость, черепаховый панцирь, эмаль, стекло и различные сплавы металлов. У Лалика заказывали украшения неповторимая актриса Сара Бернар, певица Эмма Кальве, Лилиан де Пужи, поэтесса Рене Вивиан, нефтяной магнат Калуст Гулбенкян и другие публичные личности. Российская императрица Александра Федоровна была также покорена искусством Лалика и неоднократно оставляла ему заказы. В ювелирном искусстве Рене Лалик занимает одну ступень вместе со знаменитыми ювелирами Луи Франсуа Картье, Фредериком Бушероном, прославленным мастером Карлом Фаберже.
Рене Жюль Лалик появился на свет 6 июля 1860 года в небольшом городке Аи в Шампани, крае виноделов. Когда ему было два года, отец-коммивояжер в поисках больших заработков перевез семью в пригород Парижа. Однако каждое лето Рене проводил в Шампани у своего деда. Там он бродил по живописным окрестностям, изучал красоту и прелесть природы. В его блокноте, неизменном спутнике пеших прогулок, появлялись наброски цветов и трав, бабочек, стрекоз и птиц. Родители обратили внимание на способность сына к рисованию и отдали его в двенадцать лет в лицей Collège Turgot, где он изучал живопись. После смерти отца в 1876 году шестнадцатилетний Рене, чтобы продолжить обучение в школе декоративного искусства Ecole des Arts Decoratifs, поступил в ученики к ведущему парижскому ювелиру Луи Аукоку. У него он научился всем тонкостям ювелирного мастерства.
Школа декоративного искусства Ecole des Arts Decoratifs в начале XX века
Спустя два года Лалик переехал в Лондон, где закончил курсы орнаменталистики в Сайденхэмовском колледже и впервые столкнулся с направлением Arts & Crafts, предлагавшим соединить искусство, ремесло и промышленность. Вернувшись в Париж в 1880 году, Рене занимался дизайном ювелирных изделий для своего родственника М. Вуйерета и попутно изучал скульптуру в Ecole Bernard Palissy. Молодой талант заметили многие ювелирные фирмы, в том числе Jacta, Cartier, Gariod и Boucheron, у которых Лалик работал в качестве внештатного дизайнера.
Рене Лалик - знаменитый французский ювелир и стеклянных дел мастер
В 1885 году Рене Лалик купил ювелирную мастерскую у Жюля Дестапе на Place Gaillon в Париже и с воодушевлением принялся создавать то, о чем мечтал. Благодаря необыкновенному изяществу текучих плавных линий и филигранной проработке деталей к 1890 году имя Лалика стало синонимом элегантности и современности. В 1900 году Рене получил Гран-при на Международной выставке в Париже, а также был удостоен звания кавалера Ордена Почетного Легиона. Источником его вдохновений всегда были «три F»: Femme (женщина), Flora (флора), Fauna (фауна).
Устав от золота и бриллиантов, Рене Лалик в 1912 году увлекся прикладным декором, в частности работой с цветным стеклом, которое давало просто неистощимый простор для создания художественных изделий. На своем стекольном заводе в Винжен-сюр-Модер в Эльзасе он выпускает вазы, посуду, пепельницы, светильники, шкатулки, часы, чернильницы и автомобильные маскоты — фигурки, украшающие радиаторы автомобилей. За свою жизнь Лалик запатентовал шестнадцать технологий изготовления стекла: градиентная окраска, цветное стекло, стекло с патиной, опалесцентное (переливающееся) стекло, секрет которого до сих пор держится компанией Lalique в секрете.
Рене Лалик запатентовал шестнадцать технологий изготовления стекла
После того, как парфюмер Франсуа Коти открыл свой фирменный бутик на Вандомской площади недалеко от мастерской Рене Лалика, революция пришла и в парфюмерную промышленность. Сначала Коти, впечатленный изделиями ювелирного дизайнера, заказал этикетки, но уже спустя два года попросил создать флакон, который бы отражал сущность цветочных духов, названных в честь известного сорта розы «Жакмино». Лалик создал элегантный прямоугольный флакон с простыми линиями, который венчала пробка, стилизованная под распускающийся бутон розы (на фото). Оглушительный успех аромата Coty La Rose Jacqueminot послужил продолжением сотрудничества двух великих мастеров. И в 1908 году одеколон L’Effleurt получил хрустальный флакон, украшенный вместо этикетки рельефной пластиной из тёмного стекла (на фото). Массивная пробка была выполнена в виде жука-скарабея - ультрамодного в те времена древнеегипетского элемента.
Флаконы для ароматов Coty La Rose Jacqueminot и L Effleurt
В 1910 году последовал флакон для аромата Ambre Antique (на фото), на котором появились любимые мастером женские силуэты. При создании флакона для духов Cyclamen (на фото) Рене Лалик впервые применил матовое стекло для порхающих наяд со стрекозиными крылышками. За несколько лет для Франсуа Коти было создано шестнадцать флаконов.
Флаконы для ароматов Ambre Antique и Cyclamen от Coty
Вскоре Рене Лалик стал придумывать дизайн парфюмерных флаконов и для таких гигантов как Roget&Gallet, Guerlain, Worth, Lelong, Molinard, Houbigant. Он постоянно искал вдохновение в окружающем мире. Например, флакон духов Je Reviens для английской фирмы Worth (на фото) повторяет очертания небоскреба, нарисованного архитектором Людвигом Мис ванн дер Роэ, а на создание флакона для духов Poésie от D’Orsay (на фото) Лалика вдохновила танцовщица Айседора Дункан.
Флаконы духов Je Reviens от Worth и Poésie от D Orsay
На счету талантливого художника и дизайнера около 250 парфюмерных флаконов, среди которых особенно выделяется Le Baiser du Faune (на фото), придуманный для компании Molinard в 1928 году. Идея флакона была позаимствована из стихотворения «Послеполуденный отдых фавна» авторства Стефана Малларме. Темно-коричневая жидкость обрамляет стеклянный медальон с изображенной на ней целующейся парой.
Флакон аромата Le Baiser du Faune от Molinard
Брался Рене Лалик и за масштабные проекты из стекла: 15-метровый фонтан «Родники Франции», стоявший в Галерее Елисейских полей в Париже, главные ворота Тейнского музея в Токио, алтарь церкви Святого Матфея на острове Джерси. Творения Лалика украшали интерьеры теплохода «Нормандия» и вагонов Culte d'Azur Pullman Express. Рене Лалик умер в 1945 году, не дожив четыре дня до победы над фашисткой Германией.
Управление семейным бизнесом перешло в руки сыну Рене Лалика и Алисы Ледрю, второй жены дизайнера. Марк Лалик (на фото) закончил парижскую Школу декоративного искусства и работал с отцом с 1922 года. Он восстановил и модернизировал завод в Винжен-сюр-Модер, а затем переориентировал его на выпуск хрустальной продукции.
Дизайнер Марк Лалик
Руке Марка Лалика (на фото) принадлежат парфюмерные флаконы для духов Femme от Marcel Rochas, ароматов Coeur Joie, L'Air du Temps, Fille d'Eve, Capricci, Farouche от Nina Ricci. В 1977 году руководство фирмой перешло к Мари-Клод Лалик (на фото), внучке Рене Лалика и дочери Марка, продолжившей семейную традицию. В 1980 году она придумала флакон для композиции Nina Ricci Fleur de Fleurs, а в 1992 году выпустила собственный парфюм Lalique de Lalique, посвятив его памяти предков.
Мари-Клод Лалик - внучка Рене Лалика
Шестидесятилетней Мари-Клод некому было передать бизнес, и она продала компанию группе Pochet. В 2008 году бренд Lalique приобрела швейцарская группа Art & Fragrance под руководством Сильвио Денца, который является преданным поклонником и коллекционером изделий Рене Лалика.
Сюзанна - старшая дочь Рене Лалика
Старшая дочь Рене и Алисы, Сюзанна Лалик (на фото), также работала в Lalique и приложила руку ко многим проектам, приписываемым ее отцу. В 1920-ых годах она принимала участие в дизайне многих стеклянных предметов, ваз и чаш. Сюзанна Лалик придумывала декоративные панели и узоры для обоев, фарфора Sèvres, нарисовала более 130 картин для личного использования, а в 1937 году нашла свое призвание в качестве дизайнера сцены и костюма в театре Comedie Francaise, где проработала до 1970 года.
Сегодня Lalique продолжает выпускать ювелирные изделия, предметы декора и собственную парфюмерию, основываясь на идее своего создателя поймать ускользающую красоту природы.