Элегантный, чисто выбритый и безукоризненно одетый, Жан Пату всегда выглядел так, как будто только что сошел с обложки модного журнала. Главный соперник Габриэль Шанель, он первым сделал спортивную одежду шикарной частью женского гардероба. И создал Joy…
Родился Жан Пату в 1880 году в Нормандии в семье преуспевающего мастера кожевенных дел. Его отец, Шарль Пату, помимо других изделий производил кожаные обложки для книг сочных, роскошных оттенков, которые пользовались заслуженной популярностью. Уже с детства будущий дизайнер впитал в себя чувство цвета, недаром же он, став знаменитым, держал два автомобиля на Лазурном побережье (на зиму — черную машину с белым водителем, на лето — белое авто с шофером-негром), а его модели щеголяли в ярких нарядах всевозможных цветов.
Кутюрье Жан Пату
Семейное дело совершенно не привлекало Жана, устроившегося в 1907 году работать в меховое ателье к своему дяде Александру Пату. В 1910 году он перебрался в Париж, где спустя два года открыл на Елисейских полях небольшой салон по пошиву одежды Maison Parry. Через некоторое время Пату салон закрыл, потом снова открыл, опять закрыл и в 1914 году вновь открыл. Ассортимент магазина был настолько хорош, что его полностью выкупил нью-йоркский ритейлер. Однако восхождение Жана Пату к славе прервала Первая мировая война. Отслужив пять лет, он вернулся в Париж и открыл дом моды под собственным именем Jean Patou на улице Сент-Флорентин.
Главными его заслугами считаются создание спортивной одежды для женщин, трикотажных купальников, костюмов для занятий различными видами спорта: теннисом, гольфом, плаванием, верховой ездой. На всех вещах модельера красовалась элегантная монограмма «JP», представлявшая собой и элемент отделки, и знак торгового лейбла. Среди клиенток Жана Пату были известные актрисы, например, Констанция Беннет, Луиза Брукс, Мэри Пикфорд, спортсменки, среди которых теннисистка Сьюзан Ленглен, светские дамы и даже Рут Элдер, знаменитая женщина-авиатор.
Коллекция женской одежды модельера Жана Пату
В 1924 году модельер решил осваивать американский рынок и лично отправился в Нью-Йорк отбирать манекенщиц для работы в своем доме моды во Франции. Стройные длинноногие американки с тонкими лодыжками и без намека на пышные изгибы в области талии как нельзя лучше соответствовали представлениям Жана Пату о современных женщинах, для которых он творил. Помимо Парижа бутики Jean Patou были открыты в Монте-Карло, Биаррице, Довиле. Вместе с Жаном в его салоне работала младшая сестра Мадлен, которая всегда поддерживала брата, а ее муж Раймон Барбас стал близким другом модельера.
В 1925 году Жан Пату расширил сферу своей деятельности парфюмерией, выпустив стразу три аромата: Amour-amour («Любовь-любовь») — для брюнеток, Que Sais-Je? («Что я знаю?») — для блондинок и Adieu Sagesse («Прощай, благоразумие») — для рыжеволосых. Роскошные флаконы Baccarat авторства Андре Марэ и Луи Сюэ вручную упаковывались и заворачивались в дорогую брендированную бумагу.
Первая коллекция ароматов Jean Patou
Пату даже создал вечерние платья под такими же названиями. Каждый аромат сопровождался косметическими линейками, включающими в себя средства для макияжа, помады, пудры, лаки для ногтей. Через четыре года вышел первый парфюм-унисекс в истории парфюмерии Le Sien («Его»), предназначенный для мужчин и бизнес-леди. В 1927 году Пату, первым уловив моду на загар, выпустил ароматное масло для пляжа Huile de Chaldee на основе нот нарцисса, ванили и флердоранжа, названное в честь области в древнем Вавилоне, где женщины имели прекрасную кожу с бронзовым оттенком.
Ароматное масло для пляжа Huile de Chaldee
Успех этого масла вдохновил Жана создать полноценные духи Chaldee, чтобы люди даже зимой вспоминали летний отдых у моря. Все ароматы были созданы Анри Альмером, знаменитым парфюмером Грасса, дебютировавшем в доме Paul Poiret. В 1930 году, в период Великой депрессии, чтобы удержать покупателей, Пату открыл в своих салонах парфюмерный бар, где предлагалось самостоятельно или с помощью бармена (иногда это был парфюмер дома Анри Альмерас) составить собственные уникальные духи. Позже эта концепция была воплощена в мини-баре под названием Cocktail Bar Parfums, выпускаемом в трех размерах: Le Grand Bar, Le Petit Bar и Le Baby Bar, которые женщина могла купить для домашних экспериментов.
Парфюмерный мини-бар Le Grand Bar
Le Grand Bar (на фото) представлял собой раскладывающийся ящик из ярко-красной древесины амбойна и вмещал в себя три основы для парфюмерных композиций — цитрусово-травяную Cocktail Dry, цветочную Cocktail Sweet, ориентальную Bitter Sweet, и семь дополнительных компонентов Angostura в маленьких флакончиках. В ящике также были семь пипеток, градуированные пробирки, блоттеры и пустой флакон с этикеткой My own Cocktail для составленной композиции.
В самый разгар экономического кризиса модельер предлагает своим богатым клиентам и американским друзьям, которые больше не могут приехать на его показы, роскошный парфюм Joy (в переводе — радость) — противоядие к пессимизму и депрессии. Самые дорогие духи в мире, как позиционировал их Жан Пату, объединили в одном букете редкие и натуральные экстракты грасского жасмина, майской розы и болгарской розы. Jean Patou Joy и сегодня остается мировым бестселлером, стоящим на одной ступеньке со знаменитыми Chanel №5.
Аромат Jean Patou Normandie
В парфюмерном творчестве модельера присутствует определенный символизм. Например, в 1935 году аромат Normandie Пату назвал в честь первого рейса океанского лайнера с одноименным названием. Все дамы, путешествующие первым классом, получили в подарок оригинальный флакон-корабль. А после введения во Франции в 1936 году оплачиваемых национальных праздников Жан Пату выпустил аромат Vacances («Каникулы»).
Новатор и революционер в мире моды скончался в 1936 году от эмболии (закупорки кровеносных сосудов — примечание автора), не дотянув до 56-летия. Несмотря на многочисленные любовные романы, Жан Пату (на фото) так никогда и не женился и после его смерти бразды правления перешли мужу сестры, Раймону Барбасу, который являлся старшим сотрудником парфюмерного подразделения с 1923 года.
Новатор Жан Пату
Среди дизайнеров, работавших впоследствии в модном доме, были Марк Боан (1954-1956), Карл Лагерфельд (1960-1963), Мишель Гома, сливший свое дело с домом Jean Patou (1963-1974) и его помощник Жан-Поль Готье (1971-1973), Анджело Тарлацци (1973-1977), Кристиан Лакруа (в 1981-1987). В 1980 году управление домом взял на себя Жан де Муи, племянник Жана Пату, открывший филиалы бренда в Панаме, Милане, Лондоне и Женеве.
Парфюмерное подразделение пережило модное ателье, которое закрылось в 1987 году после ухода последнего модельера дома. Под руководством Раймона Барбаса продолжали выходить ароматы: в 1938 году Colony для международной выставки L'Exposition coloniale, в 1945 году L'Heure Attendue («Долгожданный час»), символизирующий конец Второй мировой войны, в 1955 году Eau de Joy по мотивам знаменитого Joy, в 1956-м Lasso и Eau de cologne Monsieur Net, в 1964 году Caline. В 1967 году парфюмера Анри Жибуле сменил Жан Керлео, творивший под маркой Jean Patou до 1998 года. Его авторству принадлежат парфюмы «1000» (1972), Patou Pour Homme (1980), Sublime (1992). Жан Керлео также создавал ароматы для бренда Lacoste, который вошел в портфель Jean Patou в 1960-х годах, и для Yohji Yamamoto в 1990-х годах. С 1999 по 2010 год парфюмером дома был Жан-Мишель Дюрье, его руке принадлежат Un Amour de Patou (1998), Enjoy (2003) и Sira des Indes (2006).
Парфюмер дома Jean Patou Тома Фонтэн
Jean Patou оставался семейным предприятием до 2001, когда был приобретен P&G Prestige Beaute, входящей в Procter & Gamble, которая через десять лет продала компанию английской фирме Designer Parfums Ltd, оставив себе бренд Lacoste. Далее продвижением парфюмерного дома стали заниматься вице-президент по развитию Бруно Коттар и парфюмер Тома Фонтейн (на фото), переиздавшие культовые ароматы 1000, Sublime, Joy, Patou Pour Homme, Eau de Patou, Chaldee и другие, а также выпустившие новый Joy Forever, более доступный и приспособленный к современному образу жизни.
Книга «Jean Patou. A Fashionable Life»
С целью скорейшего возрождения исторического дома Бруно Коттар совместно с историком моды Эммануэль Поль выпустили в 2013 году иллюстрированную книгу «Jean Patou. A Fashionable Life», куда вошли сотни неопубликованных документов, фотографий, дневников и рисунков маэстро.