Тьерри де Башмакофф выбрал свою необычную профессию, когда учился в средней школе: уже тогда он лепил из пластилина флаконы для парфюмов. Покорять Париж он отправился с 45-ю такими пластилиновыми образцами. К счастью, нашлись люди, которые поверили в молодого дизайнера.
Родился Тьерри де Башмакофф в 1960 году в парфюмерной столице Франции — Грассе. Вся семья была так или иначе связана с парфюмерией, десятки ароматных блоттеров по всему дому остались ярким воспоминанием детства. Смешение разных кровей предопределило путь мальчика, подарив ему бурлящий коктейль из авантюризма и тяги ко всему новому. Его мать — итальянка, отец — русский, бабушка — швейцарка, дедушка — потомок знаменитых русских родов Башмаковых и Суворовых, эмигрировавший из советской России в 1918 году.
Изначально дедушка Александр Александрович Башмаков оказался в Константинополе, где немецкие аристократы из уважения к дворянскому происхождению стали добавлять к фамилии приставку «фон». Во Франции она превратилась в приставку «де». Александр Александрович был человеком образованным, знал восемь языков, однако в Париже ему пришлось сесть за руль такси, чтобы обеспечить семью. Кстати, все документы, касающиеся своих предков, Тьерри де Башмакофф аккуратно хранит и показывает всем интересующимся.
Французский дизайнер Тьерри де Башмакофф
Невозможно родиться в Грассе и не вырасти творческим человеком: лазурное небо, ароматы цветов и изумительные пейзажи повлияли на выбор профессии. Однажды утром мальчик проснулся и понял, что нужно попробовать придумать флакон. Втайне от всех, маленьким перочинным ножом он начал вырезать первые модели парфюмерных флаконов… Тьерри собирался стать архитектором, поэтому пошел на курсы дизайнеров, которые вел в Марселе его дядя Франсуа Башмакофф. Затем окончил Институт искусств и ремесел в Монпелье, но затею создавать флаконы не бросил и в 80-ых годах приехал покорять Париж. Без опыта ведения бизнеса и специального образования ему удалось постепенно завоевать доверие людей и открыть в 1985 году собственную компанию Aesthete.
Тьерри считает, что в его жизни было два дебюта. Первый, когда чуть позже его приезда в Париж к нему обратилась модельер Соня Рикель, королева трикотажа, с просьбой «осовременить» флакон для аромата Sonia Rykiel Septieme Sens. Второй — это флакон для несуществующего ныне бренда Isabelle Canovas, изготовленный в виде помпона, который был эмблемой марки. У Тьерри Башмакоффа нет авторского стиля, руку мастера узнать довольно сложно. Его работы слишком отличаются друг от друга, поскольку дизайнер старается максимально отразить сущность и философию бренда в своих творениях.
Рекламный плакат аромата Septieme Sens от Sonia Rykiel
Помимо флаконов Тьерри придумывает дизайн аксессуаров, сумок, часов, но все же считает парфюмерию самой интересной и свободной областью для творчества. Ведь нужно сделать флакон таким, чтобы его яркий образ запомнился на целый день за те секунды, пока духи держат в руке. Принято считать, что сначала создается аромат, а после флакон. На самом деле все наоборот. Дизайнер получает концепцию новинки одновременно с парфюмером, выясняет целевую аудиторию и начинает творить. Из множества эскизов выбирается один, который максимально визуализирует аромат.
Тьерри де Башмакофф является автором более двух тысяч флаконов для духов. И среди них, конечно, есть любимчики. В первую очередь, это Bvlgari Eau Parfumee au The Vert, при создании которого использовался непривычный подход к парфюмерной посуде - как к ювелирному изделию. Внешний вид этого флакона — профессиональная ошибка тогда еще неопытного мастера, разработавшего емкость большего размера, чем обычно выпускает Bvlgari. Тогда, в далеком 1992 году жюри были настолько потрясены эффектным «выходом», что не обратили внимания на объем: вместо положенных 250 миллилитров дизайнер представил флакон на 350 миллилитров. Перед конкурсом он заранее просверлил отверстия в столе, сделал в них подсветку и поставил туда флаконы, накрыв их черным бархатом. Когда погасили свет, Тьерри сдернул чехлы, и флаконы засияли словно драгоценности.
Флаконы Тьерри де Башмакофф
В 1999 году дизайнер удостоился парфюмерной премии FiFi Awards за флакон для Bvlgary Black. Вслед за Bvlgary в портфолио мастера появились такие известные бренды, как Chaumet, Max Mara, Cerruti, Nina Ricci, Trussardi, Cartier, Ferrari, Cacharel, Versace, Balmain, Gucci, Lanvin, Davidoff, Guerlain, Dior и десятки других. Особенно дорог для Тьерри флакон духов «Букет России», сделанный для России в сотрудничестве с фабрикой «Новая Заря». Высокий флакон красного стекла ручной работы с притертой пробкой, украшенной двуглавым орлом, символом российской государственности, предназначался для самых именитых гостей Кремля. С сентября 2004 года дизайнер официально сотрудничает с преемником «Новой Зари» — маркой Nouvelle Etoile.
Аромат De Bachmakov от бренда The Different Company
В 2010-м (год России во Франции), чтобы подчеркнуть свою принадлежность к русским корням, Тьерри де Башмакофф выпустил аромат имени себя - De Bachmakov от The Different Company. Автором композиции стала Селин Эллена (дочь известного парфюмера Жан-Клода Эллена), которая вместе с дизайнером возглавляет парфюмерный бренд The Different Company. Аромат воплощает ностальгию по родине: он пахнет снегом, алкоголем, свежим степным ветром и сибирскими лесами.
Дизайнер помнит свои корни, читает Гоголя и Достоевского, и мечтает, чтобы российская Nouvelle Etoile достигла уровня Guerlain. Что ж, будем мечтать и мы.