Жаль, что композиторы составления ароматов в СССР безлико именовались… работниками парфюмерной промышленности. Ведь это несправедливо— так много писать о духах, флаконах, и крайне мало о людях, их сотворивших.
Только в 1954 году для стимулирования повышения качества работы советское правительство разрешило ввести на производстве звания мастеров-парфюмеров. И лишь в 1970 году были разработаны квалификационные должностные характеристики.
Кто же те чародеи-парфюмеры, которые своими знаниями и талантами держали парфюмерную промышленность и привносили в жизнь советских женщин приятные волнения? Увы, в СССР их имена почти никому не были известны. Только в последние годы энтузиастам удалось по крупицам собрать какую-то информацию о людях, которые поднимали отечественную парфюмерную отрасль. Химики-органики из ВНИИСНДВ (Всесоюзный научно-исследовательский институт синтетических и натуральных душистых веществ), создатели искусственных веществ помогали парфюмерам на комбинатах и фабриках создавать новые ароматы.
Профессор Лидия Яковлевна Брюсова
Профессор Лидия Яковлевна Брюсова — один из зачинателей советской науки душистых веществ синтетического происхождения. Она работала над синтезом кумарина, дигидрожасмона, эвгенола и прочих веществ. Татьяна Александровна Дильман — первый директор ВНИИСНДВ, автор нескольких книг и запатентованных изобретений, позволивших получить новые синтетические ароматы. Под руководством профессора Владимира Николаевича Белова в ВНИИСНДВ был разработан и успешно внедрен в промышленное производство синтез санталидола, ирона, тибетолида, мустерона, циклоацетата и прочих пахучих веществ.
Профессор Владимир Николаевич Белов
Уважаемым сотрудником института также была Ираида Семеновна Источникова, работавшая парфюмером на экспериментальном заводе, где проходили проверку новые материалы и исследования ученых перед запуском на производство. Среди экспертов-носов ВНИИСНДВ — была Марина Александровна Никитина, работавшая с 1961 года в парфюмерной лаборатории, где создавались новые композиции-базы и рецепты для парфюмерных производств.
Марина Александровна Никитина, талантливая ученица Аллы Григорьевны Бельфер, является автором более десятка научных работ и создателем искусственного бергамотового масла. У нее очень редкая профессия — парфюмер-дегустатор или попросту «нюхач». Что же примечательного в работе дегустатора? У него должна быть особая «обонятельная память» и, конечно, талант, чтобы создать новый аромат. Ведь после обоняния тридцати-сорока образцов душистых веществ острота восприятия притупляется, и парфюмер должен прочищать нос, чтобы осевшие на слизистую пахучие молекулы не портили картину.
Марина Александровна прошла путь, характерный для советских парфюмеров. Училась заочно в МИТХТ им. Ломоносова по специальности химика-технолога и дополнительно окончила курсы при Союзпарфюмерпроме. Она работала над рецептурами искусственных эфирных масел, за что в 1979 году на ярмарке в Лейпциге получила Почетный диплом.
Парфюмер Марина Александровна Никитина
Сегодня М. А. Никитина — парфюмер с 50-летним стажем, чей вклад в развитие не только отечественной, но и мировой парфюмерии, достаточно огромен. Ее частенько приглашают на телевидение или радио рассказать о своей профессии. Она довольно консервативна в выборе ароматов для себя и предпочитает аромат Chanel No 5 и Miss Dior.
Разговоры о парфюмерии всегда затрагивают тему композиций или создавших их парфюмеров, однако внимания заслуживают и художники, работавшие на парфюмерных фабриках. Благодаря гениальному творчеству Андрея Евсеева, весь мир оценил незабываемое художественное оформление флакона и упаковки духов «Красная Москва». Ему же приписывают дизайн духов «Манон». По некоторым данным к оформлению знаменитой «Красной Москвы» впоследствии приложил руку другой художник — Владимир Дмитриевич Колганов.
Совсем ничего неизвестно о Татьяне Сергеевне Кузовиткиной, главном художнике фабрики «Новая заря». Она проработала на фабрике больше 50-ти лет и является автором дизайна «сладкой парочки» — одеколона «Саша» и духов «Наташа», а также духов «Фуэте». На «Новой заре» трудились еще художники Лобанкова, Бакаева, Булыгина, Раскина и Марьяна Медник, которая училась у Владимира Денисова — автора оформления духов «Вечер» и «Каменный цветок».
Одеколоны "Саша" и "Наташа"
Марьяна Медник попала на фабрику случайно. После окончания института по специальности художник-набивнист (роспись тканей) в профессии была безработица, и она пришла на «Новую зарю». Ее первой работой стала этикетка и коробочка одеколона «В полёт», дизайн которой не изменялся четверть века. Потом она придумала оформление духов «Наедине», «Всегда с тобой», «Вариация», «Гротеск», парфюмерного набора «Чебурашка», одеколонов «Магнолия», «Родной мотив».
Одеколон "В полет"
Очень жаль, что так мало известно об отечественных парфюмерных товарах и особенно об их создателях. А ведь это история нашей страны в целом, знать которую мы просто обязаны.