ежедневно с 9 до 21 (по МСК)
Написать в магазин

Великие безликие: парфюмеры Советского Союза

6 февраля 2017, 8:45
Обновлено: 28 июня 2024 года
0

Жаль, что композиторы составления ароматов в СССР безлико именовались… работниками парфюмерной промышленности. Ведь это несправедливо— так много писать о духах, флаконах, и крайне мало о людях, их сотворивших.

Только в 1954 году для стимулирования повышения качества работы советское правительство разрешило ввести на производстве звания мастеров-парфюмеров. И лишь в 1970 году были разработаны квалификационные должностные характеристики.

Служители ароматов

Кто же те чародеи-парфюмеры, которые своими знаниями и талантами держали парфюмерную промышленность и привносили в жизнь советских женщин приятные волнения? Увы, в СССР их имена почти никому не были известны. Только в последние годы энтузиастам удалось по крупицам собрать какую-то информацию о людях, которые поднимали отечественную парфюмерную отрасль. Химики-органики из ВНИИСНДВ (Всесоюзный научно-исследовательский институт синтетических и натуральных душистых веществ), создатели искусственных веществ помогали парфюмерам на комбинатах и фабриках создавать новые ароматы.

Профессор Лидия Яковлевна Брюсова

Профессор Лидия Яковлевна Брюсова — один из зачинателей советской науки душистых веществ синтетического происхождения. Она работала над синтезом кумарина, дигидрожасмона, эвгенола и прочих веществ. Татьяна Александровна Дильман — первый директор ВНИИСНДВ, автор нескольких книг и запатентованных изобретений, позволивших получить новые синтетические ароматы. Под руководством профессора Владимира Николаевича Белова в ВНИИСНДВ был разработан и успешно внедрен в промышленное производство синтез санталидола, ирона, тибетолида, мустерона, циклоацетата и прочих пахучих веществ.

Профессор Владимир Николаевич Белов

Уважаемым сотрудником института также была Ираида Семеновна Источникова, работавшая парфюмером на экспериментальном заводе, где проходили проверку новые материалы и исследования ученых перед запуском на производство. Среди экспертов-носов ВНИИСНДВ — была Марина Александровна Никитина, работавшая с 1961 года в парфюмерной лаборатории, где создавались новые композиции-базы и рецепты для парфюмерных производств.

Редкая профессия — дегустатор

Марина Александровна Никитина, талантливая ученица Аллы Григорьевны Бельфер, является автором более десятка научных работ и создателем искусственного бергамотового масла. У нее очень редкая профессия — парфюмер-дегустатор или попросту «нюхач». Что же примечательного в работе дегустатора? У него должна быть особая «обонятельная память» и, конечно, талант, чтобы создать новый аромат. Ведь после обоняния тридцати-сорока образцов душистых веществ острота восприятия притупляется, и парфюмер должен прочищать нос, чтобы осевшие на слизистую пахучие молекулы не портили картину.

Марина Александровна прошла путь, характерный для советских парфюмеров. Училась заочно в МИТХТ им. Ломоносова по специальности химика-технолога и дополнительно окончила курсы при Союзпарфюмерпроме. Она работала над рецептурами искусственных эфирных масел, за что в 1979 году на ярмарке в Лейпциге получила Почетный диплом.

Парфюмер Марина Александровна Никитина

Сегодня М. А. Никитина — парфюмер с 50-летним стажем, чей вклад в развитие не только отечественной, но и мировой парфюмерии, достаточно огромен. Ее частенько приглашают на телевидение или радио рассказать о своей профессии. Она довольно консервативна в выборе ароматов для себя и предпочитает аромат Chanel No 5 и Miss Dior.

Художники на службе парфюмерии

Разговоры о парфюмерии всегда затрагивают тему композиций или создавших их парфюмеров, однако внимания заслуживают и художники, работавшие на парфюмерных фабриках. Благодаря гениальному творчеству Андрея Евсеева, весь мир оценил незабываемое художественное оформление флакона и упаковки духов «Красная Москва». Ему же приписывают дизайн духов «Манон». По некоторым данным к оформлению знаменитой «Красной Москвы» впоследствии приложил руку другой художник — Владимир Дмитриевич Колганов.

Совсем ничего неизвестно о Татьяне Сергеевне Кузовиткиной, главном художнике фабрики «Новая заря». Она проработала на фабрике больше 50-ти лет и является автором дизайна «сладкой парочки» — одеколона «Саша» и духов «Наташа», а также духов «Фуэте». На «Новой заре» трудились еще художники Лобанкова, Бакаева, Булыгина, Раскина и Марьяна Медник, которая училась у Владимира Денисова — автора оформления духов «Вечер» и «Каменный цветок».

Одеколоны "Саша" и "Наташа"

Марьяна Медник попала на фабрику случайно. После окончания института по специальности художник-набивнист (роспись тканей) в профессии была безработица, и она пришла на «Новую зарю». Ее первой работой стала этикетка и коробочка одеколона «В полёт», дизайн которой не изменялся четверть века. Потом она придумала оформление духов «Наедине», «Всегда с тобой», «Вариация», «Гротеск», парфюмерного набора «Чебурашка», одеколонов «Магнолия», «Родной мотив».

Одеколон "В полет"

Очень жаль, что так мало известно об отечественных парфюмерных товарах и особенно об их создателях. А ведь это история нашей страны в целом, знать которую мы просто обязаны.

Ещё никто не оставлял комментарий.
Ещё никто не оставлял комментарий.
Вы можете стать первым.
Наталья Гнеушева
Наталья Гнеушева
Автор статьи
по материалам SpellSmell.ru
Подпишитесь на рассылку!
Узнавайте первыми о наших новых статьях