Человечество живет в мире, наполненном различными запахами. Мы вдыхаем их постоянно, хотя большую часть не распознаем. Но вот мозг различает их на подсознательном уровне.
Немецкий философ Иммануил Кант относит обоняние к субъективным ощущениям, которые служат для удовольствия, а не для понимания внешних объектов. Он считает запах, как и вкус, низкими чувствами, однако признает, что они помогают «разбудить внимание и справиться с монотонностью и скукой мыслительной деятельности». С ним согласна и Татьяна Черниговская, российский ученый в области нейронауки и психолингвистики.
Правда, она считает, что наиболее агрессивно на нас влияют запахи и звуки, поскольку мы можем воспринимать их помимо своей воли. «Запахи — самое подсознательное или бессознательное из всех наших сенсорных модальностей. Это мы унаследовали от животных, правда, почти утратив способность к анализу запаха. Запахи очень сильно влияют на наше состояние и воспоминания. Это прямой вход в мозг». Из пяти чувств, лишь обоняние является самым чувствительным и быстрым, передавая информацию в мозг практически мгновенно.
Обоняние
Существует несколько классификаций запахов, однако словарь для их описания крайне беден. Поэтому мы вынуждены использовать лексикон других модальностей. Американская поэтесса, писательница и историк Диана Аккерман, автор известной книги «Естественная история чувств» (A Natural History of the Senses), так пишет об этом: «Запахи мы чувствуем всегда. Каждый вдох — это новая палитра ароматов… Обоняние человека практически всегда безошибочно, однако описать другому человеку незнакомый для него запах у вас не выйдет». Более серьезно заниматься лексикой, обозначающей ольфакторную область, лингвисты стали сравнительно недавно.
Память на запахи исследована достаточно хорошо и имеет несколько особенностей. Вот что говорит Татьяна Черниговская: «Запахи плохо помнятся сначала и гораздо лучше — потом; знакомость/незнакомость запахов никак не влияет на качество и прочность их запоминания; ольфакторные процессы протекают — в отличие от других — на основе интеграции, а не анализа. Категоризация запаха (а стало быть, и наименование) не только очень трудны, но и не стабильны, так как неотвратимо включены в разные контексты, личный опыт, состояния и ассоциации, часто интимные, находящиеся под социальным запретом или вообще невербализуемые».
Запах является одним из наиболее мощных эмоциональных триггеров. (Триггер в психологии — это предмет или действие, оказывающее определённую реакцию, своего рода «спусковой крючок», на человека). К примеру, человеку достаточно просто почувствовать запах своего возлюбленного, чтобы он начал испытывать приятное волнение. Диана Аккерман рассказывает в своей книге: «Запах способен пробудить самые сильные воспоминания, образы и, казалось бы, давно забытые ощущения. Когда вы даете человеку духи, вы даете ему жидкую память. Киплинг был абсолютно прав: "Духи заставляют сердечные струны звенеть сильнее, чем звуки и взгляды"».
Влияние запахов на жизнь человека
Английские ученые уже давно доказали, что каждое событие, происходящее в жизни, сопровождается определенным ароматом. Получается, что в любой момент мы можем неожиданно вспомнить событие, когда-то происшедшее с нами, почувствовав знакомый запах. Воспоминания несут в себе положительную энергетику, способную справиться с любыми переживаниями и волнениями.
При грамотной ароматерапии с помощью определенных запахов можно избавиться от глубоко спрятанных отрицательных эмоций и получить облегчение. Ученые пришли к выводу, что гормональные и неврологические процессы взаимосвязаны с чувством обоняния. То есть, можно корректировать поведение, эмоции, настроение и работоспособность человека, используя определенные запахи. Именно поэтому мы стремимся окружить себя благоуханием, а все плохо пахнущее пытаемся поскорее убрать. Этим объясняется наличие у каждого из нас любимого парфюма, который создает вокруг приятное пространство и поднимает настроение.
Кроме того, уже доказан тот факт, что использование определенных ароматов позволяет добиваться активизации умственной деятельности, снятия депрессии. Особенно эти наработки практикуются в Японии, где многие крупные компании используют различные ароматные запахи для повышения производительности и качества выполняемой работы своих сотрудников. Например, для концентрации внимания полезен аромат розы, а эфирные масла сандала, апельсина и лаванды отлично снимут стресс. Эвкалипт и лимон благоприятно влияют на умственные процессы, снижают количество совершаемых ошибок и снимают усталость. А вот запах розмарина сделает процесс обучения легким и приятным, поскольку помогает стимулировать память.
Воздействие запаха на человека
Еще в те времена, когда человечество поклонялось стихиям, активно использовались разнообразные благовония и ароматические вещества. Тысячелетиями крупинка к крупинке накапливались знания о воздействии запахов на человека и передавались из поколения в поколение. В этих знаниях заключены все тайны целебной магии эфирных масел, которые получают из растений. Поэтому возьмите за правило всегда окружать себя любимыми ароматами и контролировать свое настроение, ведь это совершенно несложно.