Преступное уничтожение предшествующей культуры для создания новой, с пролетарской идеей, отразилось на оформлении парфюмерной посуды и этикеточной продукции, и привело к появлению абсурдных и примитивных решений, шаблонов. Символика советского периода несла в себе совершенно иную функцию, чем в дореволюционный период.
После революционного переворота все предприятия были национализированы, а запасы парфюмерных флаконов безжалостно уничтожены. Именно поэтому они сегодня являются большой редкостью и хранятся в элитарных коллекциях. Многие товарищества и фабрики скоро прекратили своё существование, поскольку в условиях гражданской войны надобность в духах пропала. Прославленные парфюмерные фирмы стали выпускать мыло для большевиков.
Флаконы духов в 1920-х годах
Принятая в 1921-м году новая экономическая политика (НЭП) изменила отношение людей к парфюмерии. Появилось несколько косметических и парфюмерных производств, например, государственный трест «Жиркость», объединивший некогда фабрики знаменитых Ралле и Брокара. Причем, последняя в 1922 году стала государственным мыльно-парфюмерным заводом «Новая Заря». Но это позже, а в первые постреволюционные годы предприятия были просто пронумерованы №1, №2, №3, №4 и т.д., а на этикетках писали «Бывшая Брокара», «Бывшая Сиу», «Бывшая Ралле».
Парфюмерная посуда и этикетки в эпоху становления СССР использовались в качестве мощного идеологического оружия, а символы власти — флаг и герб, играли важную роль в открытой пропаганде. Таким образом политическое руководство выполняло задачи по превращению «народной массы» в культурное общество, которому предстояло поднять страну, развивать науку и культуру.
Названия парфюмерной продукции и этикетки посвящались различным политическим мероприятиям и праздникам, например, съездам Коммунистической партии, юбилеям Октябрьской революции. Вскоре на них появилась и советская геральдика — красные ленты и знамёна, пятиконечные звёзды, колосья, шестерни, изображения рабочего и колхозницы, серп и молот. На этикетках часто рисовали девушек-спортсменок, а также неофициальный символ государства — Кремль.
Одеколон "Кремль"
В первые пятилетки косметической и парфюмерной продукции присваивались новые наименования: мыло «Пролетарское», «Рассвет», «Ударница», одеколон «АМО» (Автомобильное московское общество). Причем, все названия и сама упаковка проходили огромное количество «утверждающих» комиссий и обязательную государственную цензуру. В 20-30-е годы к дизайну и оформлению флаконов, этикеток привлекались довольно известные художники: А. Мандрусов, А. Дейнека, С. Чехонин, А. Зеленский, М. Андреев, К. Юон, Е. Хигер, А. Родченко, И. Фомина.
В двадцатые-тридцатые годы советская власть боролась за экономию и изживала буржуазные привычки: перестали использоваться хрустящие оберточные и вощеные бумаги, пропитанные различными ароматами духов, а этикетки стали делать на низкокачественной бумаге с минимумом информации и деталей. Товарные знаки и названия парфюмерной продукции расценивались как «капиталистические элементы и пережитки прошлого».
В соответствии с политическими установками стало кардинально меняться оформление флаконов: легкомысленные нимфы, фривольные дамы и фантазийные цветы оказались «чуждыми» советскому народу. А флаконы, когда-то считавшиеся эталоном художественного стиля и парфюмерного искусства, вдруг объявили буржуазными и не соответствующими строгому духу времени. Однако дизайн некоторых парфюмерных флаконов все-таки оставили прежним. Например, дизайн флакона одеколона «Северный» в виде айсберга с белым медведем на вершине изменился незначительно. В оригинале грани ледяной глыбы были вогнутыми, а после они стали выпуклыми.
Дизайн флакона начала 1920-х годов
В 60-е годы парфюмерная продукция изготавливалась в традициях 30-х годов, отойдя от авангардизма начала 20-х. В условиях плановой экономики и отсутствия частного предпринимательства производителю не требовалось привлекать интерес покупателей. Все мы помним советские однотипные флаконы четырехгранной формы и такие же названия, которые представляли собой либо имена, либо названия цветов и времен года.
Духи "Наташа"
К сожалению, современные специалисты утратили старинные традиции создания упаковки для парфюмерной продукции. И сегодня флаконы той эпохи служат своеобразным проводником в историю, рассказывая нам о временах, о людях, о культуре.