ежедневно с 9 до 21 (по МСК)
Написать в магазин

Орел без решки: эмблемы и этикетки до революции 1917 года (часть 1)

26 июня 2016, 19:02
Обновлено: 28 июня 2024 года
0

Государственная символика считается неотъемлемой частью любой страны и может многое рассказать об истории жизни самого народа. В дореволюционной России парфюмерное производство принадлежало десяти фабрикантам, которые успешно конкурировали с европейскими производителями парфюмерии.

Право на государственную символику

В конце 19-го — начале 20-го веков на парфюмерных флаконах в большинстве случаев ставились изображения разнообразных медалей, гербов. Они имели огромное значение: многие производители готовы были отдать большие деньги за право использовать такие эмблемы. Это право не невозможно было купить или передать по наследству, оно зарабатывалось нелегким трудом в течение длительного времени.

В те годы существовал «табель о рангах», согласно которому парфюмерные товарищества имели право использовать те или иные эмблемы в зависимости от качества товара. Самым почетным изображением на продукции или торговой марке был Государственный герб России, означающий звание «Поставщика Двора Его Императорского Величества». Получить это звание можно было только при условии непрерывных поставок качественных изделий царской семье с собственных мастерских, фабрик, заводов по сравнительно небольшим ценам. Заработавшие этот титул купцы, могли ставить на этикет (раньше так называлась этикетка) императорский герб, украшать им торговые щиты и даже получить дворянский титул.

Поставщики продукции великим князьям получали возможность использовать их инициалы на флаконах. В 1829 году были учреждены выставки мануфактурных изделий России, которые по результатам объективного отбора награждали победителей почетными дипломами, а также Бронзовой, Серебряной и Золотой медалями. Заслуженные награды являлись знаком качества, престижности и изображались впоследствии на парфюмерной посуде.

Эмблемы и этикетки на флаконах в Российской Империи

Среди поставщиков императорской семьи были товарищества Ралле, Брокара, Остроумова, Буиса, Сиу, стеклянный завод Ритинга. Например, фабрика Брокара являлась также поставщиком Испанского королевского дома и обладала 14-ю золотыми медалями, а вывеска имела три государственных герба, что подтверждало высочайшее качество продукции и признание на парфюмерном рынке. На брокаровских флаконах красовались копии золотых медалей, полученных не только в России, но и в Париже, Риге, Барселоне, Бостоне, Антверпене.

Товарищество Ралле было удостоено 60-ти высших наград и четыре раза получало Государственный герб России. Чтобы заслужить высокое звание поставщика, парфюмеру понадобилось долгих 18 лет. На эмблемах парфюмерных флаконов Ралле можно встретить герб Его Высочества князя Черногорского и герб Его Величества Шаха Персидского.

Товарищество Сиу изначально получило звание поставщика двора за кондитерское производство, а уже затем за отличное качество «высшей парфюмерии», о чем парфюмер с большой гордостью заявлял на рекламных листовках. Подтверждение этому можно найти на флаконах Сиу, где имеются императорские гербы.

А вот фабрично-торговое товарищество Кёлера не являлось поставщиком двора, поэтому его флаконы были без «орлов» (Российского императорского герба). Товарищество «В. К. Феррейн», где Кёлер начинал работать в качестве провизора, не только размещало государственного орла на этикетках, но и делало рельефным его изображение на стеклянных флаконах. Похожую парфюмерную посуду выпускала и фабрика Буиса. Не слишком крупные и малоизвестные компании использовали изображения медалей, которые были получены на выставках.

Символика, как часть истории парфюмерной индустрии

Эмблемы ставились на флаконы по мере их значимости. Начинающие предприятия использовали сначала полученные на выставках медали, затем, по мере роста популярности продукции и появлению знатных заказчиков, на флаконах появлялись личные гербы высокопоставленных особ. Интересно, что маститые парфюмеры позже перестали ставить на продукцию изображения медалей: скорее всего из-за того, что их накопилось большое количество. К тому же, поставщику императорского двора для подтверждения статуса хватало и изображения двуглавого орла.

Рассматривая парфюмерную посуду того времени, можно составить представление о том, кто являлся лидером в парфюмерной индустрии, какие компании существовали на этом рынке и что выпускали. К сожалению, после октябрьского переворота все «новое» стало крушить «старое». Но об этом в следующей статье…

Ещё никто не оставлял комментарий.
Ещё никто не оставлял комментарий.
Вы можете стать первым.
Наталья Гнеушева
Наталья Гнеушева
Автор статьи
по материалам SpellSmell.ru
Подпишитесь на рассылку!
Узнавайте первыми о наших новых статьях