25 мая сотрудники SpellSmell побывали в Московском Музее Парфюмерии. Он находится на одной из самых шумных, колоритных и самобытных улиц Москвы – Старом Арбате, где у каждого дома своя чарующая история, окутанная таинственностью и легендами. В одном из таких особняков в 2014 году был открыт Московский Музей Парфюмерии, создателем которого является Тимур Саратов.
Создатель Московского Музея Парфюмерии – Тимур Саратов. 25.05.2016. Фото SpellSmell.ru
Московский Музей Парфюмерии предлагает своим посетителям в атмосфере уюта, тепла и радушия изучить закоулки истории брендов, раскрыть секреты создания ароматов, а, главное, оценить уникальность великих парфюмерных творений, давно снятых с производства. «Это место создано, чтобы получать удовольствие,» - сообщил сотрудник музея Никита, проводивший экскурсию для SpellSmell.
Сотрудник Московского Музея Парфюмерии - Никита. 25.05.2016. Фото SpellSmell.ru
Вниманию гостей ежедневно предлагается 1000-1500 винтажных флаконов XX века, а иногда и конца XIX века, исключительно от французских парфюмерных домов. Здесь каждый флакончик несет в себе историю целой эпохи, дает возможность прикоснуться к прошлому и ощутить себя сопричастным к нему. Нужно заметить, что на создание таких парфюмерных шедевров могли уходить годы, поскольку в них парфюмер вкладывал свои мечты, чувства и душу. Для новой композиции всегда тщательно отбирались ингредиенты, ведь в аромате, как в музыкальном произведении, – каждая нота должна быть на своем месте. Ценность винтажных духов – в их содержимом. По большей части, они сделаны из эфирных масел, полученных с помощью сложных и трудоемких процессов – дистилляции* и анфлеража*. Эти ароматы, содержащие животные и растительные компоненты, при новом соприкосновении с кожей даже одного и того же человека могут звучать по-разному в зависимости от типа кожи, температуры тела и настроения.
Пополнить запас винтажных духов уже невозможно, поскольку с середины XX века под влиянием процессов глобализации многие натуральные масла, например, амбра и мускус были запрещены к использованию в парфюмерии. В связи с этим производители вынуждены были менять формулы ароматов, и они сейчас звучат уже иначе. Парфюмеры используют в своих творениях синтетический мускус, а натуральная амбра по большей части заменяется синтетическими аналогами или подобный амбре эффект достигается путем смешивания других нот.
Экспозиция из винтажных флаконов в Московском Музее Парфюмерии. 25.05.2016. Фото SpellSmell.ru
Как Вы понимаете, исключительность винтажных ароматов требует трепетного отношения к ним, а также соблюдения особых условий хранения и нанесения. Над развитием Московского Музея Парфюмерии и над сохранностью его коллекции непрерывно работает коллектив сотрудников, насчитывающий сейчас семнадцать человек. Коллекция музея состоит из более чем 60 000 ароматов и продолжает пополняться благодаря стараниям антикварных домов и агентов, разыскивающих подходящие экземпляры по всему миру. Однако выставить всю коллекцию в зале музея не представляется возможным, поэтому экспозиция раз в месяц обновляется.
Конечно, сотрудники SpellSmell не могли не поинтересоваться, как возникла мысль о создании музея. «Мы учились в Московском институте телевидения и радиовещания «Останкино» (МИТРО). Я – на звукорежиссера, а Тимур – на продюсера. Мысль о создании музея возникла после написания Тимуром курсовой работы, а дальше нашелся владелец частной коллекции, которая собиралась двумя поколениями его семьи. Так и появился наш музей,» - ответил Никита.
Сотрудник музея Никита с создателем музея – Тимуром Саратовым. 25.05.2016. Фото SpellSmell.ru
Во время экскурсии сотрудникам SpellSmell посчастливилось продегустировать, например, винтажную версию первого в мире пудрового аромата «Shalimar» (1925 г), а также духи, в которых впервые использовались ноты персика, - «Mitsouko» (1919 г) от старейшего бренда «Guerlain». Почетное место занимают витрины с парфюмами от «Nina Ricci», «Lalique», «Coty», «Christian Dior», а также «Chanel» с его легендарным ароматом «Chanel № 5» выпуска 1963 года. Среди заветных флакончиков настоящая модница может также найти изысканные аксессуары – комплименты от бренда, например, пудреницу, серьги, кулоны, помаду и многое другое.
Проводя экскурсию по музею, Никита рассказал нам: «Это вторая осмотека* в мире (первая находится в Версале), но единственное место, где можно послушать винтажные ароматы, причем идеальной сохранности, выпускавшиеся около 100 лет назад. Ни в одном музее мира это невозможно, даже в Версале, ведь там демонстрируют воссозданные версии парфюмов».
Сотрудник SpellSmell в Московском Музее Парфюмерии. 25.05.2016. Фото SpellSmell.ru
Особое место в коллекции музея занимает тройка ароматов, признанных лучшими парфюмерными творениями XX века. На первом месте находится парфюм «1000» (1972 г) от «Jean Patou», основная идея которого состоит в использовании большого количества компонентов, которые придают аромату глубокое, роскошное звучание. К слову сказать, это работа Жана Керлео - создателя осмотеки в Версале. Второе место занимают любимые духи Майкла Джексона и королевы Великобритании Елизаветы II - «Bal a Versailles» (1962 г) от «Jean Desprez», а замыкает тройку «Joy» (1930 г) от «Jean Patou», считающийся самым дорогим ароматом XX века из-за большого содержания розового и жасминового масел.
Каждый парфюм здесь пробуждает в нас собственные воспоминания, связанные с самыми теплыми и счастливыми моментами из прошлого. Вдыхая аромат, кто-то мысленно возвращается в детство, когда запах маминых духов доставлял неподдельную радость, а кто-то - в молодость, когда любим муж подарил драгоценный флакончик заветных духов.
«К нам приходят отдохнуть душой. Самое прекрасное, когда после экскурсии у человека меняется сознание, и он становится нашим другом, постоянным гостем. Мы находимся здесь для тех людей, которые ценят память и могут найти ее пока что только здесь,» - рассказал Никита.
Винтажные флаконы дома «Guerlain» в экспозиции Московского Музея Парфюмерии. 25.05.2016. Фото SpellSmell.ru
Кроме того, сотрудники музея поддерживают дружеские отношения с известными парфюмерами, художниками и музыкантами, что позволяет проводить интересные мероприятия. Так, однажды был устроен рок-перформанс с участием музыканта Алекса Карлина, который попал в «Книгу рекордов Гиннеса» за самый долгий соло-концерт. На встрече играла рок-музыка и представлялись ароматы, которыми пользовались популярные рок-музыканты. А летом 2015 года состоялся перформанс при участии неординарного художника - Крис Риггса. На некоторое время он превратил стены музея в огромный холст, на котором увековечил слова «мир» и «любовь», ставшие девизом для музея.
Молодой коллектив энтузиастов продолжает работать над развитием музея, пропитанным духом старой французской парфюмерной школы. Как Вы понимаете, и без того внушительная коллекция музея будет пополняться новыми экземплярами. Уже сейчас у музея есть японская линейка ароматов, которая выставляется как временная экспозиция один раз в год на неделю. «Это очень интересно для нас. У японцев безумно интересный склад ума и очень красивые работы,» - поделился Никита с сотрудниками SpellSmell.
Винтажные флаконы «Chanel» и «Christian Dior» в экспозиции Московского Музея Парфюмерии. 25.05.2016. Фото SpellSmell.ru
Мы поинтересовались, какие духи именно для сотрудников музея являются самыми ценными и дорогими. «Это «Tentations» от «Paloma Picasso». Он выпускался всего один год и в 1996 году получил звание аромата года. Он, созданный великой Софией Гройсман на основе русской водки, просто роскошен,» - ответил Никита.
Посещение Московского Музея Парфюмерии для нас оказалось увлекательным путешествием в волшебный мир чарующих парфюмов. Мы надеемся, что при прочтении данной статьи, в Вашей памяти вдруг возникло приятное воспоминание о каком-то значимом для Вас аромате.
Актуальную информацию о видах и стоимости экскурсий, а также программу запланированных мероприятий Вы всегда можете найти на официальном сайте музея.
До новых встреч.
*Дистилляция - основной метод извлечения из растений эфирных масел.
*Анфлераж - способ получения эфирных масел путём экстракции твердым жиром.
*Осмотека – это хранилище ароматов, позволяющее обонять парфюмерные творения прошлого. Первая в мире осмотека была основана известным парфюмером Жаном Керлео в Версале в 1990 году. Главной ее задачей был сбор как можно большего числа парфюмов. Помимо этого, сегодня собственной осмотекой обладают Московский Музей Парфюмерии, основанный Тимуром Саратовым в 2014 году, а также созданный Элиной Арсеньевой в 2012 году Санкт-Петербургский Музей Парфюмерии. Главная особенность осмотеки – это возможность именно продегустировать аромат, а не только созерцать флакон.