После революции 1917 года молодая советская республика принялась выстраивать заново свое обширное хозяйство. Для этого в стране были созданы государственные органы территориального и отраслевого управления, именуемые Советами народного хозяйства.
Главным органом управления стал ВСНХ, или Высший совет народного хозяйства. В сложное время общей хозяйственной разрухи, вызванной войной и революцией, сменой системы собственности и управления в задачи областных, губернских и уездных СНХ входили регулирование и организация производства.
В 1917 году были национализированы все существовавшие предприятия, в том числе парфюмерные и косметические. Знаменитым домам Г. Брокара, А. Ралле, фабрике С. Чепелевецкого, А. Сиу, товариществам А. М. Остроумова, Р. Келлера и других была уготована разная судьба. Одни быстро канули в лету, а другие вынужденно приспосабливались к условиям новой жизни. Так, товарищества Ралле и Брокара были переименованы, соответственно, в Государственный мыловаренный завод №4 и №5, а товарищество Р. Келлера и Ко стало называться Фармзавод №12.
Фабрично-торговое товарищество Р. Келлера и Ко
С вовлечением новых управленцев в хозяйственный процесс менялась и система по управлению экономикой. В 1920-21 годах создаются Совет труда и обороны, Госплан, а спустя год, когда был образован СССР, права объединенного наркомата присваиваются ВСНХ. Есть данные, что с 1922 по 1925 годы в Москве существовал Всероссийский синдикат жировой, свечной, гидрогенизационной и парфюмерно-косметической промышленности ВСНХ РСФСР (Жиросиндикат). Также в эти годы в стране имелся Государственный трест заводов жировой и костеобрабатывающей промышленности (Жиркость). Помните контору Остапа Бендера под названием «Рога и копыта»? А если без шуток да придерживаясь цели и соответствуя названию, то вполне возможно, что предприятие было бы весьма успешным!
В 1922 году был образован Государственный союзный трест высшей парфюмерии, жировой, мыловаренной и синтетической промышленности, получивший сокращенное название «ТЭЖЭ». Он находился в ведении Главного управления маслобойно-жировой и парфюмерно-косметической промышленности Наркомпищепрома СССР. А в 1936 году появилось Главное управление парфюмерно-косметической и эфирно-масличной промышленности, или Главпарфюмер. Эта структура в разные годы подчинялась сначала Минпромпродтоваров СССР, затем Наркомпищепрому СССР, далее Минпищепрому СССР, Министерству вкусовой промышленности и снова Минпищепрому.
Агитационный плакат для детей
Особое внимание уделялось учреждениям по руководству производством эфиромасличных культур. Так, например, в 1931-32 годы существовал Всесоюзный государственный трест совхозов по производству и переработке мастичных и эфиромасличных культур Наркомзема СССР (ТМЭК). Позднее эта структура стала называться Управлением совхозами ново-масличных и эфирномасличных культур Наркомзема (Союзновмасло). А еще было Главное управление масличных и эфиромасличных культур Наркомзема (ГУМЭК). Были также учреждения исследовательского направления, например, Научно-исследовательский институт душистых растений и эфирный масел (ДРЭМ) республиканского эфиро-масличного треста объединения жировой, парфюмерной и костеобрабатывающей промышленности Наркомлегпрома РСФСР. Более того, в начале 1930-ых годов можно было даже получить образование по специальности «Эфирные масла»!
Рекламный плакат Треста эфирно-жировых эссенций
Все эти множественные структуры зачастую дублировали функции, существовали по 2-3 года и затем возникали новые, утяжеляя свои весом и численностью систему управления народным хозяйством. Однако сам факт существования в СССР в 1920-ые и почти до конца 1950-ых годов отдельного направления по регулированию парфюмерной промышленностью заслуживает особого внимания.
Загадочное для современного человека слово «ТЭЖЭ» вызывало много споров и в 1930-ые годы. Остроумные люди предполагали, что оно означает «Тайну Женщины» или даже «Тело Женщины». Но на самом деле аббревиатура ТЭЖЭ была сокращенным названием Треста эфирно-жировых эссенций.
Трест эфирно-жировых эссенций
Название учреждения постоянно менялось – от Государственного объединения (треста) жировой и костеобрабатывающей промышленности Московского СНХ в 1925 году до Государственного союзного треста высшей парфюмерии, жировой, мыловаренной и синтетической промышленности Главного управления маслобойно-жировой и парфюмерно-косметической промышленности Наркомпищепрома СССР в 1936 году. За эти чуть более чем 10 лет организация сменила 6 названий! Именно поэтому продукция, выпускаемая данным трестом, называлась просто – ТЭЖЭ. В ассортименте этого «загадочного» треста были губная помада, пудра, туалетное и хозяйственное мыло, духи и одеколоны. Среди парфюмерии 1925-35-ых годов особенно выделялись ароматы «Красная Москва» авторства парфюмера Августа Мишеля и мужской « Тройной» одеколон.
Работа сотрудников Треста
В 1936 году в стране появился «Главпарфюмер» (Главное управление парфюмерно-косметической и эфиро-масличной промышленности Минпромпродтоваров СССР). Но на продукции по-прежнему красуются 4 буквы ТЭЖЭ, хотя и под названием «Главпарфюмер». После 1940-ых годов ассортимент этого учреждения – несколько сортов мыла, свечи, духи, крема, одеколон, стиральные порошки и прочее - выпускался на заводе в Выборге и составлял в послевоенные годы около 28 процентов парфюмерно-косметической продукции в стране. Завод прекратил свое существование в начале 1953 года.
С 1932 по 1936 годы руководителем ТЭЖЭ являлась Полина Семеновна Жемчужина (настоящее имя Перл Семеновна Карповская). Она была влиятельным партийным и государственным лидером, а также женой одного из высших руководителей Коммунистической партии В. М. Молотова.
Со своим будущим мужем она познакомилась в Петрограде, а в 1921 году молодые люди поженились и стали жить в Москве. Жемчужина продолжала учебу, окончив рабочий факультет МГУ, экономический факультет института Г. Плеханова и курсы марксизма. В 1927 году молодая женщина пришла в качестве секретаря партийной ячейки на фабрику «Новая заря», а уже через три года была назначена ее директором. Говорят, сам Сталин прислушивался к мнению Жемчужиной, которая утверждала, что советским женщинам нужны не только мыло, но и косметика и парфюмерия. В ее выступлениях неоднократно обращалось внимание на то, что женщина должна следить за собой, своим лицом, телом, волосами и ногтями. Именно благодаря Жемчужиной в СССР был впервые открыт Институт красоты с кабинетами массажа, электропроцедур и другими возможностями, которые стали доступны советским женщинам.
Реклама духов "Красный мак"
Большую роль Жемчужина сыграла и в популяризации аромата «Красная Москва». Созданные в 1925 году на основе «Любимого букета Императрицы» Августом Мишелем духи имели флакон в виде кремлевской башни, золотисто-красную упаковку и композицию на основе нот бергамота, жасмина, нероли, мускуса и альдегидов. С легкой руки энергичной и элегантной Жемчужиной «Красная Москва» быстро вошла в моду. Известно, что этими духами пользовались Валентина Серова и Любовь Орлова, а позднее им отдавали предпочтение Екатерина Фурцева, Валентина Терешкова и Людмила Зыкина. При этом Новая Заря Красная Москва оставалась доступной не только знаменитым, но и простым советским женщинам.
Духи Красная Москва
В 1930-ые годы в СССР развернулась масштабное движение по ликвидации бескультурья в области личной гигиены, а также велась борьба с эпидемиями. Поэтому продукции Треста «Жиркость» уделялось большое внимание. Надо сказать, что ТЭЖЭ подчинялись все парфюмеры. А к 1936 году по выпуску парфюмерии Советский союз превзошел Францию, уступив только Великобритании и США.
Энергичность Жемчужиной способствовала организации работы по производству не только мыла, но и парфюмерно-косметической продукции. Из-за многочисленности и разрозненности профильных учреждений было сложно наладить поставку жиров, эфирных масел и упаковочных материалов. Сталину стало об этом известно, и он поручил А. Микояну, наркому пищевой промышленности, разобраться в данной ситуации. Так, был создан Главпарфюмер, во главе которого в июле 1936 года встала Полина Жемчужина.
Полина Жемчужина
Несмотря на явную бюрократическую неразбериху, высокую степень политизированности, уничтожение «буржуазных» и «мещанских» парфюмерных брендов или превращение их в пронумерованные мыловаренные заводы, много интересного было создано в области парфюмерии в 1930-ые годы: начиная от ароматических композиций и заканчивая внешней упаковкой, порой напоминающей агитационные плакаты.