Большинство из нас знает, кто такой парфюмер. В самой широкой трактовке это человек, профессионально занимающийся созданием духов. Также парфюмеров принято называть «носами» или «нюхачами». Как правило, в каждой крупной парфюмерной или косметической компании существует свой парфюмер.
Среди наиболее известных мастеров нашего времени можно назвать Жан-Клода Эллена (Jean-Claude Ellena), автора Terre d’Hermes и Voyage d'Hermes, Жака Польжа (Jacques Polge), разработавшего аромат Chanel Allure, Оливье Креспа (Olivier Cresp), прославившегося благодаря духам Cacharel Noa и Christian Dior Dune, Тьерри Вассера (Thierry Wasser), ведущего парфюмера дома Guerlain, и др. К сожалению, немногие знают имена парфюмеров, большинство людей помнит только названия духов.
Парфюмер – это не просто профессионал в области парфюмерной индустрии с тонким чувством обоняния и способностью транслировать абстрактные понятия и настроения в ароматические композиции. Он должен иметь знания об огромном множестве парфюмерных ингредиентов, знать, как они звучат отдельно и в сочетании с другими ароматами. Некоторые мастера в дополнение к химической и фармацевтической градации знают более 4000 элементов для последующего объединения всего лишь нескольких из них в будущую эссенцию.
Профессионалы парфюмеры
Большинство парфюмеров работают по заказу. Фирмы-заказчики передают разработанную концепцию будущего парфюма специалисту, описывают ему идею, настроение, эмоцию, аудиторию и т.д. А далее начинается творческая работа парфюмера, который в итоге подготавливает несколько вариантов композиций (формул) для заказчика. Этот процесс может быть довольно длительным. Иногда от заказа и до конечного выбора ароматической композиции проходят годы.
Таким образом, парфюмера отличают профессиональная занятость, выражающаяся в составлении парфюмерных композиций на заказ или в рамках творческого самовыражения, очень тонкое обоняние, хорошая память и глубокое знание большого количества ароматических ингредиентов (натуральных и синтетических) и умение их комбинировать.
Ароматические ингредиенты
Кем же является «парфюмиста» (parfumista/perfumista)? Интересны лингвистические особенности данного термина. Так, в португальском и испанском языках слово perfumista переводится именно как «парфюмер», человек, создающий духи. Однако в англоязычных странах, как известно, для обозначения профессии парфюмера используют слово perfumer. А вот perfumista употребляют чаще для описания другого явления.
Конечно, на данный момент нельзя говорить об официально принятой версии упомянутого термина, потому что он употребляется в основном в пространстве Интернета и специализированных сообществах. Однако именно здесь, на парфюмерных сайтах, форумах, в блогах зачастую обитают загадочные парфюмиста. Существует мнение, что представители этого социального слоя появились в 1990-ые вместе с развитием Интернета и маркетинговых коммуникаций крупных парфюмерно-косметических сетей с обычными потребителями. Благодаря интернету интересующиеся миром парфюмерии узнали, что существуют нишевые бренды и малоизвестные талантливые парфюмеры, проводятся специализированные выставки и т.п. Так, по мере вовлечения в процесс более глубокого познания искусства парфюмерии возникла социальная прослойка «парфюмиста» и даже «парфюм-маньяков». В некоторых кругах даже существует понятие perfumanity, т.е. Сообщество людей, серьезно увлеченных парфюмерией. Можно отметить, что даже имеется гендерное разделение термина: perfumisto (для мужчин) и perfumista или perfumeo (для женщин). Но чаще этот термин употребляется в среднем роде.
Парфюмиста
Несмотря на неоднозначное определение, неоспоримо то, что парфюмиста – это энтузиаст парфюмерии. Он, возможно, не так хорошо, как парфюмер, разбирается в нотах и ингредиентах, но сможет отличить не только розу от ириса, но и знает, какой именно тип розы ему подходит. Парфюмиста знает историю парфюмерии, хотя и не обладает при этом академическими знаниями в данной отрасли. Его не пугает цена или эксклюзивность парфюма при желании получить образец желаемых духов, как правило, интересных нишевых или винтажных ароматов. Большинство парфюмиста – коллекционеры, а собрания некоторых могут насчитывать сотни духов! Но энтузиасты не покупают популярные ароматы, которые лидируют на рынке, а охотятся на эксклюзивные образцы (и флаконы) либо конкретные духи, отражающие на данный момент их собственное «Я». Есть парфюмиста, собирающие разные концентрации/версии/винтажные выпуски одного парфюма, например, аромат Chanel N5 в виде одеколона, духов, туалетной и парфюмерной воды. Они могут наслаждаться вариациями нот персика, мха, пачулей и мускуса среди девяти винтажных флаконов Guerlain Mitsouko.
Женские духи Guerlain Mitsouko
Выбор парфюмиста будет отличаться от того, чем пользуется обычный покупатель парфюмерного магазина. Зачастую это сложные, трудные и неоднозначные ароматы. К таким, пожалуй, можно отнести Muscs Koublai Khan, Miel de Bois или Tubereuse Criminelle бренда Serge Lutens.
Парфюмиста редко носит один аромат два дня подряд, вместо этого выбирая духи под настроение, наряд или то, чем он будет заниматься сегодня. У него имеются ароматы для работы, собеседования, встречи с одноклассниками, шопинга, отдыха на Бали и даже для выходных в Сочи.
Парфюмиста является обладателем как полноценных флаконов, так и множества образцов, миниатюр, декантов (или отливантов, т.е. Духов, перелитых из оригинального флакона в бутылочку меньшего объема) и т.д.
И, конечно, многие парфюмиста являются посетителями парфюмерных блогов и форумов. Они не только их читают, но и оставляют комментарии, вступают в диалоги, выражая собственную позицию. Но прислушиваясь к мнению экспертов, эти энтузиасты парфюмерии научились доверять только своему обонянию.
Если вы обнаружили, что написанное выше подходит и вам, то, возможно, вы и есть парфюмиста?