К началу 20 века производство искусственных аромакомпонентов стало столь масштабным, что цены на парфюмерию заметно снизились. Дешевле стали отдушки для одеколонов, мыла, другой гигиенической продукции.
Первая мировая война — поворотная эпоха для истории в целом и для парфюмерии в частности. Остаются в прошлом нежные барышни, окруженные тончайшим ореолом цветочного аромата. На смену им приходит совершенно новый женский образ.
В военное время многие представительницы прекрасного пола стали работать. Они шли на заводы и фабрики, медсестрами на фронт, служили в транспортной и торговой отраслях. Все это накладывало отпечаток на прическу, одежду, требования к личной гигиене. Входят в моду практичные укороченные стрижки и платья.
Дизайн парфюмерных флаконов конца 19-го - начала 20-го века
Таким образом, женщина эпохи ар-деко (1918-1939) более активна по сравнению со своими предшественницами. Она умеет зарабатывать. И если раньше духи получали в подарок от мужа или поклонника, то теперь их все чаще выбирают сами. Стоит ли удивляться, что продажи парфюмерии в 20-ых годах подскочили.
Характерен интерес к Востоку. А с открытием гробницы Тутанхамона в 1923 году начинается время египтомании. В моду входят не только пряные ориентальные запахи, но и флаконы с египетскими мотивами.
Новую эру в парфюмерии открывают знаменитые духи Chanel №5 (1921). Парфюмер Эрнест Бо использовал в них инновационный для того времени химический ингредиент — альдегиды. С помощью этих веществ Бо стремился воссоздать запах северных русских озер, который запал ему в память во время гражданской войны, когда его войска стояли в районе теперешнего Мурманска.
Постепенно имя парфюмера становится все менее и менее значимым — на первое место выходит марка. Создание ароматов превращается из искусства в бизнес.
В 20-ые годы, эпоху НЭПа, выходят первые духи советского производства. Выпускают их старинные фабрики, ныне национализированные. Так, за вывеской "Парфюмерная фабрика №2" скрывалось производство Брокара, а "Парфюмерная фабрика №2" — компания Ралле — те самые, которые в конце 19 и начале 20 веков получали первые призы на международных выставках.
Многие парфюмеры эмигрировали. Но не все. Остался, к примеру, Август Ипполитович Мишель, автор духов "Любимый букет императрицы", которые впоследствии были переименованы в "Красную Москву". Аромат сложный, многогранный и прекрасный имел один недостаток: им пахли все.
Одеколон "Украина" от советского производителя "Группа А"
В годы НЭПа надзор за выпуском парфюмерии осуществлял Трест Жиркость. Его сокращенное название — "ТЖ" — звучало на французский манер, как "драже", "неглиже", "бланманже".
В 1927 году появился женский парфюм "Красный мак", обладавший пряным опиумным запахом. Его выпуск совпал с премьерой одноименного балета в Большом театре, вдохновленного китайскими мотивами. Духи эти достаточно успешно продавались в сталинскую эпоху.
Советская "аристократия" имела возможность пользоваться ароматами из Франции.
Самыми дорогими были духи Guerlain, а самыми популярными — Coty.
Духи Coty образца начала 20 века
В начале 30-ых годов упомянутый выше Август Мишель создает женственную композицию "Манон" на основе гвоздики и ландышей. Для своего времени она казалась слишком нежной, летящей. Мишель долго работал на фабрике "Новая заря", у него было два любимых ученика, которые впоследствии вошли в число самых известных советских парфюмеров. Вот только сам Август исчез — вероятно, был репрессирован.
Из послевоенных достижений нельзя не отметить "Белую сирень" фабрики "Северное сияние". Легкая цветочная композиция воссоздавала тихую, спокойную атмосферу старинной усадьбы. В 50-ые годы та же фабрика "Северное сияние" выпускает "Ландыш серебристый". Несмотря на существование "железного занавеса", парфюмерам удалось оказаться в рамках международной моды. Платья тех лет повторяли силуэтные линии ландышей, колокольчиков, тюльпанов (влияние коллекции Dior New Look). И в ароматной индустрии на первом месте были ландыши. Можно отметить, к примеру, изящный парфюм Dior Diorissimo с явным запахом этого цветка.
Аромат Dior Diorissimo
Чем ближе к 21 веку, тем более явной становилась популярность ароматов "унисекс". Апогеем стал аромат для мужчин и женщин Calvin Klein CK One, который всего за три месяца со дня выхода в 1994 году стал самым продаваемым парфюмом в мире.
Последнее десятилетие отмечено интересом к удовому дереву. Впрочем, есть место и для других тенденций. Парфюмеры научились воспроизводить запахи, которые мы часто встречаем в быту. Все больше можно встретить нестандартных композиций с нотами, например, жженой резины, нефти или газа. Отдельный вопрос — духи с запахом денег. Людей все чаще интересует не столько марка духов, сколько их автор. А значит, происходит возрождение парфюмерии как искусства.