София Гройсман одна из самых титулованных парфюмеров мира, которая достигла головокружительных высот в парфюмерной индустрии. Она сравнивает свою работу с трудом композитора и еще – в совершенстве владеет искусством создания чувственных цветочных композиций. Многие прославленные ароматы конца XX века – творения исключительного таланта Гройсман.
София Гройсман – маэстро парфюмерии и красивая женщина
Она давно потеряла счет парфюмам, которые разработала. Кроме шедевров для известных брендов, за ее плечами множество небольших проектов, но визитной карточкой парфюмера стали духи Tresor Lancome.
София Ходош (до замужества) родилась 8 марта 1945 года в небольшом белорусском поселке Любча. В одном из интервью она сказала: «Мне очень многое дала моя родина. Я горжусь, что родилась в Беларуси». Запах детства и родных мест парфюмер передала в духах под рабочим названием «Белая Русь». Они созданы в соавторстве с учеником Владиславом Рекуновым. В 2014 году аромат-ностальгия был презентован ей в Минске под названием Pa Vetra.
С младенчества она тонко чувствовала запахи. Забросив игрушки, маленькая София бегала по палисаднику и вдыхала природные ароматы. Не удивительно, что ее первое ольфакторное воспоминание – изящное благоухание фиалок и роз.
Bvlgari Pour Femme – манящий аромат с лепестками роз и фиалок. Помадный, кремовый, пудровый…
Семья Софии переехала в Польшу, когда ей было 15 лет. Здесь она окончила техникум с отличием, получила степень бакалавра по химии. Тот самый случай, когда способности и образование дополнили друг друга. Польша, как и Беларусь, стала для нее знаковым местом. Во время учебы она познакомилась с будущим мужем и взяла его фамилию – Гройсман. В середине 1960-х последовал переезд в США. Приглашение было получено от еврейской семьи, которую спас во время фашисткой оккупации отец Софии.
В Нью-Йорке София Гройсман сразу же приступила к поиску работы, чтобы помочь семье. Карьеру начала в должности лаборанта компании IFF (International Flavors & Fragrances). Здесь она изучала парфюмерное искусство под руководством Эрнеста Шиффтана, величайшего американского мастера. Талант Гройсман заметила и Жозефина Катапано, на тот момент руководитель IFF. Ее поддержка привела Софию к должности парфюмера. Вскоре, заслужив признание коллег, она заняла пост вице-президента и главного «носа» компании.
Благодаря таланту и упорству София Гройсман нашла свой уникальный стиль, который привел ее к успеху. Коллеги называли и называют ее «Пикассо парфюмерии». Все потому, что Гройсман разрушила традиционные стереотипы разработки ароматов. У нее есть правило, согласно которому композиция базируется на 5-7 главных нотах. Именно они и должны ощущаться в самом начале. Этим и объясняется лаконичная формула и небольшое количество компонентов в шедеврах Гройсман.
Первая большая работа парфюмера – сложный, идеально свежий и до скрипа чистый аромат White Line для Estee Lauder. Парфюм считают образцом цветочно-альдегидного семейства.
Хотите эталонных альдегидов? Попробуйте White Linen
С цветочными нотами Гройсман может делать все, что угодно. Практически в каждой ее композиции нашлось место розе в многообразной трактовке – Paris Yves Saint Laurent, Prescriptives Calyx, Sun Moon Stars Karl Lagerfeld, Nude Bill Blass, Jaipur Boucheron, Lalique Lalique, Kashaya Kenzo, Eternity Calvin Klein и многие другие. В духах Parisienne, которые были созданы в память об Иве Сен-Лоране, рядом с дамасской розой она «разбросала» пионы и фиалки.
Вот уже более 30 лет эталоном восточно-цветочного парфюма считают легендарный Tresor Lancome. Сладостный, обволакивающий, немного избыточный. Он создан для того, чтобы покорять и «впечатываться» в память.
Tresor – ароматное сокровище Lancome
Tresor вошел в список тех немногих ароматов, которые побили по продажам знаменитый Chanel №5. У легенды множество достойных версий: Tresor Midnight Rose, Tresor In Love, La Nuit Tresor, Tresor Musc Diamant, Tresor L Absolu, Tresor Sheer Eau De Printemps и другие.
Гройсман не любит цитрусовые – в ее работах их практически нет в отличие от ягод и фруктов. Принципиально не создает мужские композиции. София Гройсман относится к числу тех мастеров, которые не признают внегендерные ароматы. Она твердо уверена, что женщины должны носить женские духи, мужчины – мужские. Между ними должна быть четкая линия разграничения.
Исключение – Outrageous, совершенно неординарный парфюм, созданный ею для утонченного, «породистого» бренда Frederic Malle. В Outrageous нет мясистых розовых лепестков, тягучей сладости и рассыпчатой пудры, свойственных почерку Гройсман. В этом случае она впервые отступила от собственных правил.
Outrageous – дразнящая сексуальная привлекательность
Удивительно, но как женщина-парфюмер, которая всю жизнь создавала утонченные женские духи, смогла разработать стерильно чистый, отвлеченный, максимально нейтральный аромат-унисекс? Возможно, впереди нас ждет еще много открытий от Софии Гройсман.
Парфюмер собрала целую россыпь международных наград. В ее копилке ценные премии от Cosmetic Executive Women's (CEW) и American Society of Perfumers. В 1996 году «Американское сообщество парфюмеров» присвоило ей титул «Живая легенда». Многие ее работы удостоены парфюмерной премии FiFi Awards и вошли в зал славы.
Великий талант парфюмера признали такие величайшие личности, как Элизабет Тейлор, Нэнси Рейган, Изабелла Росселини, Лора Буш, Эсти Лаудер, Ив Сен-Лоран и многие другие. О работе Гройсман писали и пишут во влиятельных американских изданиях. Названия статей говорят сами за себя: «Первый нос Америки», «Ароматные формулы Софии Гройсман», «Насморк ей запрещен»…
Больше интересной информации о жизни Софии Гройсман и ее работах представлено на нашем канале:
Гройсман подарила миру новую парфюмерную эстетику
На самом деле, список ее шедевров должен быть больше. Все потому, что многие композиции были разработаны Гройсман совместно с начинающими мастерами. Она осознанно не подписывает их своим именем, чтобы не стоять на пути молодых талантов.
Одно время парфюмер планировала «бросить все», уйти из IFF и уехать жить в Майами. Частично ей это удалось. Сегодня София Гройсман отошла от управленческих дел и все больше уделяет внимание преподаванию и курированию начинающих коллег. Такой дар, как особое обоняние, не передать, но опыт – вполне.